Устройство первого русского парохода

30 ноября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

Первое паровое судно появилось в России летом 1815 г. в Санкт-Петербурге. Владелец чугунно- и меднолитейного завода в Петербурге, шотландский выходец Ч. Берд поставил балансирную машину Уатта на баржу-тихвинку и совершил на ней плавания по Неве. Точное название первого парохода до сих пор не установлено, существуют несколько вариантов: «Фультон», «Елизавета», сам Берд называл свой первый пароход – стимбот.
К сегодняшнему времени имеется несколько версий облика первого русского парохода. Принято считать, что корпусом являлась готовая баржа тихвинской системы. Еще 25 лет назад его изображали с двумя большими колесами, поднимавшимися выше палубы, и трубой, сложенной из кирпича, как в простых дымовых или заводских печах. Модель из музея Адмиралтейских Верфей является реконструкцией, выполненной на базе изображения, приложенного Бердом к заявке на привилегию. Корпус здесь подобен крупному морскому судну западного образца, с характерными чертами носовой части и с кормовым балконом /1 - 6/.
На основе известных сообщений наиболее вероятные размеры парохода следующие: длина 18,3 м, ширина 4,57 м, осадка 0,61 м. Балансирная паровая машина мощностью около 12 л.с. имела частоту вращения до 40 мин-1. Гребные колеса бортовые, 6-лопастные, шириной 1,2 м. Труба железная, диаметром 0,305 м, высотой 7,62 м.
Про баржи-тихвинки, относившиеся к системным судам, известно следующее /7, 8/. Строились такие суда, в основном, на реке Паше из соснового и частично елового леса. Срок их службы составлял 2-3 года.
Днище состояло из продольных брусьев, поперек которых уложены были другие брусья меньшей толщины, с расстоянием в 1фут (1 фут = 0,3048 м) друг от друга. Один конец каждого такого бруса являлся кокорой, на другом конце устанавливалась стойка. Ряд таких кокор и стоек, покрытых наружной обшивкой, образовывал отвесные борта (стены судна – в скобках указаны названия элементов, принятые в российском речном судостроении XIX века). Материал днища – еловые или сосновые обрезные доски размером 15х0,17х0,09 м. Центральная днищевая доска, то есть киль (лыжная), изготавливалась, как правило, из елового бруса.
Форштевень прямой, с небольшим уклоном вперед, верхняя часть его (голова), делалась по лекалу шире, и круто загибалась внутрь судна. Ахтерштевень прямой, ставился отвесно. Корма образовывалась изогнутыми досками обшивки, закрепленными в ахтерштевне, иногда делался плоским. Штевни изготавливались из смолистого дерева - сосны или лиственницы. Снаружи имели металлическую накладку толщиной 6 мм.


Рисунок 1. Модель баржи тихвинской системы в Нижегородском музее речного флота.
Поперечные днищевые брусья покрывались тонким настилом. Борта с внутренней стороны, по всему судну, стягивались поясом из двух рядов досок. Верхние концы бортовых кокор и стоек прикрывались толстым брусом (нарубнем), к которому, для увеличения его ширины, с внутренней стороны приделывалась еще одна широкая доска, поддерживаемая снизу маленькими кокорами. Элементы поперечного набора, то есть шпангоутов, изготавливались из сосновых или еловых брусьев сечением примерно 0,19х0,21 м. Бимсы, также сосновые или еловые имели сечение 0,15х0,13 м, изготавливались цельными, были прямыми или гнутыми. Палуба изготавливалась из обрезных сосновых досок размером примерно 3х0,14х0,06 м.
Для изготовления бортов применяли еловые доски размером примерно 10х0,13х0,055 м. Борта (стены) тихвинки в поперечном сечении связывались между собой тремя балками (оздами); первая из них располагалась в носовой части, вторая несколько в нос от середины судна; третья помещалась в корме. К задней стороне последней озды ставилась переборка с дверью, и все пространство между ею и кормовым шпигелем, закрытое возвышенным ютом, отделяло каюту для лоцмана, водолива и судорабочих.
В носовой части, опираясь на днище, ставился так называемый станок; верхняя часть его являлась ящиком, служившим для хранения лоцманской провизии. Позади станка делался небольшой помост, на котором во время плавания стоял лоцман. Под станком помещалась висячая лейка для выплескивания воды через отверстия в стене судна; такая же лейка помещалась и в месте расположения средней озды. В носу устраивался небольшой бак.
Детали крепления тихвинки железные и частично деревянные, нагельные. Днищевые и обшивочные пазы конопатились пенькой или мочалой. Все судно снаружи осмаливалось, только нос и корма красились почти всегда зеленой краской. Руль обыкновенный, привешиваемый на ахтерштевень на крючках и петлях; приводился в движение длинным румпелем; в помощь ему в корме иногда устанавливали потесь.
На тихвинке устанавливали одну мачту с прямым рейковым парусом. Такелаж обычный, тот же что на каяках. Весел 4 и более. Якорь один, типа кошки, весом 8 - 9 пудов, с пеньковым канатом, длиною 25-30 сажень. Экипаж помимо лоцмана и водолива состоял из 4 и 5 человек, называвшихся судорабочими. В качестве перевозочного гребного средства тихвинка несла, как правило, одну лодку белозерского типа.

Литература
1. Князев С.В. Русскому речному пароходу – 150 лет. // Судостроение,1965, № 10.
2. Куков В.П. Имел ли название первый русский пароход. // Судостроение, 1973, № 10.
3. Виргинский В.С., Захаров В.В. Новые материалы о первом русском пароходе. // Судостроение, 1974, № 8.
4. Брандт А. Столетний юбилей пароходного дела в России. - СПб, 1915.
5. Акимов П. П. История развития судовых энергетических установок. - Л.: Судостроение, 1966.
6. Дыгало В., Нарбеков Н. Первый русский пароход // Морской флот, 1976, №4.
7. Шубин И.А. Волга и волжское судоходство, Транспечать, 1927 г.
8. Вересов А.П. Деревянное судостроение, Гостранстехиздат, 1938 г.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий