Двигатели 10Д20,7/2Х25,4
Дизели 10Д20,7/2X25,4 и 10ДH207/2X25,4 предназначены для привода тепловозных, стационарных и судовых генераторов постоянного и переменного тока, а газовые двигателя 10ГД20,7/2Х Х25,4 — для привода стационарных генераторов переменного тока.
Двигатель, генератор и возбудитель смонтированы на общей раме и поставляются комплектно.
Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем 10ДН20,7/2Х25,4 (10Д100) приведен на рис. 80, поперечный разрез дизеля — на рис. 81.
Рис. 80. Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем 10ДН20,7/2Х25,4
Рис. 81. Поперечный разрез дизеля 10Д100
Конструкция
Двигатель имеет рядную компоновку с противоположно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами.
Блок цилиндров выполнен стальным, сварным. К вертикальным листам блока приварены опоры коренных подшипников, вкладыши которых изготовлены из бронзы и залиты баббитом. Сверху блок закрыт крышкой со смотровыми люками. У тепловозных и стационарных двигателей к нижней плоскости блока крепится подмоторная рама, образующая маслосборник, у судовых дизелей — поддон, масло из которого стекает в цистерну.
Втулка цилиндра литая из специального легированного чугуна. В средней части на втулку напрессована стальная рубашка, образующая водяную полость. Уплотнение осуществляется резиновыми кольцами.
В средней части цилиндра установлены две форсунки, индикаторный вентиль и пусковой клапан (у дизелей с воздушным пуском).
Поршень литой чугунный, имеет четыре компрессионных и три маслосъемных кольца, охлаждается маслом. Плавающий поршневой палец пустотелый стальной, цементированный.
Шатун двутаврового сечения отштампован из легированной стали. В верхнюю головку шатуна запрессована стальная втулка с бронзовой заливкой. Нижняя головка шатуна имеет бронзовые вкладыши, залитые баббитом; у моделей 10Д100М шатунные вкладыши сталеалюминиевые. Коленчатые валы отлиты из специального чугуна. Нижний коленчатый вал имеет антивибратор маятникового типа. Верхний и нижний коленчатые валы соединены вертикальной передачей.
Два распределительных вала, расположенных по обеим сторонам дизеля, служат для привода топливных насосов высокого давления и приводятся от верхнего коленчатого вала.
Регулятор всережимный центробежный, изо-дромный, непрямого действия, с гидравлическим сервомотором. Регулятор тепловозного дизеля имеет электропневматическое или электрогидравлическое устройство для ступенчатого дистанционного управления (15 рабочих режимов в диапазоне от 270 до 850 мин-1); судового дизеля — устройства ручного и дистанционного управления. У регулятора дизель-генератора переменного тока имеется устройство изменения степени неравномерности и бесступенчатая система дистанционной настройки скорости электрического типа. На дизелях устанавливается предельный регулятор, ограничивающий наибольшее число оборотов.
Топливная система дизеля состоит из подкачивающего насоса, сетчатого фильтра грубой очистки и войлочного или бумажного фильтра тонкой
очистки, топливных насосов высокого давления, форсунок и трубопроводов. Привод подкачивающего насоса осуществляется от коленчатого вала. Топливные насосы высокого давления золотникового типа, по два на каждый цилиндр, расположены по обеим сторонам двигателя. В каждом цилиндре установлены две форсунки закрытого типа.
Система подачи газа у газовых двигателей включает в себя газовые клапаны с дозатором и форкамеры с автоматическими клапанами на каждом цилиндре, автоматические диафрагменные редукторы с пневматическими командными головками форкамерного и пускового газа, а также пусковой газовый клапан с пневматической командной головкой.
Система зажигания газа — двойная бесконтактная тиристорная, с батарейным питанием. Система состоит из датчика-распределителя, двух электронных коммутаторов, катушек и свечей зажигания (по две на каждый цилиндр). Питание системы зажигания осуществляется от аккумуляторной батареи, напряжение — 12 вольт.
Система смазки состоит из циркуляционного масляного и маслопрокачивающего насосов, фильтров грубой и тонкой очистки, частично поточного центробежного фильтра и холодильника масла. Масляный насос имеет привод от коленчатого вала. Фильтр грубой очистки масла пластинчато-щелевого типа, у стационарных двигателей — сетчатый. Система тонкой очистки масла комбинированная, состоит из параллельно включенных фильтров: центробежного (центрифуга) и фильтра тонкой очистки со сменными бумажными фильтрующими элементами.
На судовых дизелях смазочное масло охлаждается забортной водой, на тепловозных — воздухом, на стационарных — водой.
Маслоперекачивающий насос имеет привод от электродвигателя, служит для заполнения масляной системы перед пуском дизеля и для прокачки масла через маслоподогре-ватель.
Масляная система судовых и стационарных двигателей имеет терморегулятор. Система смазки дизель-генераторов 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М включает дополнительно автономный масляный на сое с приводом от электродвигателя и теплообменник для нагрева масла и поддержания агрегата в состоянии горячего резерва. Система горячего резерва автоматически включается при остановке дизеля и обеспечивает прокачку дизеля подогретой водой и маслом.
Система охлаждения тепловозного дизеля замкнутая, состоит из водяного насоса, холодильника, охлаждаемого воздухом, расширительного бака и терморегулятора. Водяной насос имеет привод от коленчатого вала.
Система охлаждения судового дизеля двухкон-турная. Пресная вода и масло охлаждаются забортной водой. Система охлаждения забортной водой состоит из водяного насоса, водяного и масляного холодильников и терморегулятора.
Система охлаждения автоматизированных дизель-генераторов 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М замкнутая, с принудительной циркуляцией пресной воды. Автоматическое регулирование температуры масла осуществляется терморегуляторами.
Ротативная воздуходувка, установленная на заднем торце дизеля, имеет привод от верхнего коленчатого вала и подает продувочный воздух в ресиверы. Дизели с газотурбинным наддувом имеют двухступенчатую систему наддува: первая ступень включает два параллельно работающих турбокомпрессора ТК-34; вторая ступень—приводной центробежный или ротативный нагнетатель. Охладители воздуха установлены после второй ступени.
Пуск тепловозного дизеля производится от аккумуляторных батарей с использованием генератора в качестве сериесного электродвигателя. Пуск судового дизеля и автоматизированных дизелей 7Д1001М, 15Д100 и 15Д100М производится сжатым воздухом под давлением 17,6 бар.
Система автоматического и дистанционного пуска дизель-генераторов обеспечивает пуск дизеля, прогретого до температуры 50° С, и предусматривает выполнение следующих операций: прокачка дизеля маслом и топливом; пуск дизеля; увеличение частоты вращения коленчатого вала до номинальной; самосинхронизация агрегатов между собой или с внешней сетью; прием нагрузки. Система управления дизель-генератором дистанционная.
Дизель имеет следующие контрольно-измерительные приборы: манометры для замера давления масла, топлива, воды, термометры для контроля температур масла и воды, тахометр.
Система аварийно-предупредительной сигнализации контролирует температуру воды в системе охлаждения и давление масла в системе смазки.
Дополнительно на дизель-генераторах 7Д100М, 15Д100 и 15Д100М система автоматизации обеспечивает защиту агрегата при повышении температуры подшипника генератора выше допустимого значения, температуры воздуха охлаждения генератора, давления в картере, а также отключает генератор от сборных шин при аварийной остановки агрегата.
Технические характеристики дизель-генераторов даны в табл. 35, мотор-генераторов — в табл. 36.
Таблица 35
Показатели | 2Д100М | 10Д100М2 | 7Д100М | 15Д100 | 15Д100М | ЗД100 | 13Д100 | 14Д100 |
Назначение | Тепловозные | Стационарные | Судовые | |||||
Мощность номинальная (полная), кВт: | ||||||||
дизель-генератора |
1375 (полная) | 2080 (полная) | 1000 | 1600 | 1600 | 1250 | 1250 | 1800 |
дизеля |
1455 | 2206 | 1100 | 1690 | 1690 | 1325 | 1325 | 1910 |
Частота вращения, мин-1 | 850 | 850 | 750 | 750 | 750 | 810 | 810 | 810 |
Среднее эффективное давление, бар | 6 | 9,1 | 5,15 | 7,9 | 7,9 | 5,75 | 5,75 | 8,15 |
Средняя скорость поршня, м/с | 7,2 | 7,2 | 6,35 | 6,35 | 6,35 | 6,85 | 6,85 | 6,85 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||||||
топлива: |
||||||||
на номинальной (полной) мощности: |
||||||||
дизель-генератора |
244 | 225 | 248 | 238 | 238 | 248 | 250 | 238 |
дизеля |
231 | 210,8 | 231 | 224 | 224 | 231 | 238 | 224 |
стандартный (дизеля) |
222 | 201 | 218 | 215 | 215 | 218 | 225 | 211 |
масла на угар (дизеля) |
1,8 | 0,95 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,8 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||||||
до первой переборки дизеля |
10 | 16 | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 7 |
до капитального ремонта |
45 | 60 | 40 | 50 | 40 | 45 | 45 | 45 |
Обозначение (марка) генератора | МПТ 99/47А | ГП-ЗП БМУ2 | СГДС15-54-8 | СГДС15-74-8 | ГП-1375-810 | ПГ-145-1 | ГП-306А | |
Род тока | Постоянный | Переменный трехфазный | Постоянный | |||||
Напряжение, В | 550 | 444/700 | 10500 | 6300 | 10500 | 500 | 2X400 | 600 |
Частота тока, Гц | — | — | 50 | 50 | 50 | — | — | — |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228— 80 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Масса дизель-генератора (сухая), кг | 27000 | 28000 | 29350 | 34000 | 34000 | 283000 | 316000 | 31000 |
Габаритные размеры, мм: | ||||||||
длина L |
6545 | 6714 | 8770 | 8600 | 8800 | 6950 | 7860 | 6785 |
ширина В |
1730 | 2610 | 2280 | 2380 | 2280 | 1855 | 1855 | 1970 |
высота Н |
3263 | 3185 | 3114 | 3245 | 3245 | 4250 | 4114 | 3240 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | |||||||
Масло | Моторное М-14В2 или М-14Г2 ГОСТ 12337—84 | |||||||
Технические условия | ТУЗ-24—79 | ТУЗ-517—88 | 7Д100М ТУ | ГУЗ-904—75 | 15Д100М ТУ | ТУЗ-781—73 | ТУЗ-782— 73 | ТУЗ-780— 73 |
Код ОКП | 31 2325 2000 | 31 2325 5400 | 31 2325 1300 | 31 2325 4100 | 31 2325 4200 | 31 2325 2400 | 31 2325 2500 | 31 2325 4400 |
Таблица 36
Показатели | 11ГД100М-750 | 11ГД100М-600 |
Мощность номинальная, кВт: | ||
Мотор-генератора |
1000 | 900 |
двигателя |
1062 | 955 |
Частота вращения, мин-1 | 750 | 600 |
Среднее эффективное давление, бар | 5,2 | 5,85 |
Средняя скорость поршня, м/с | 6,35 | 5,08 |
Удельный расход тепла на номинальной мощности, кДж/кВт-ч: | ||
Мотор-генератора |
11179 | 10593 |
двигателя |
10533 | 9965 |
Удельный расход масла на угар двигателя, г/кВт-ч, не более | 1,36 | |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||
до первой переборки двигателя |
9 | |
до капитального ремонта |
60 | |
Обозначение (марка) генератора | СГДС15-30-8 | СГДС15-39-10 |
Род тока | Переменный | |
Напряжение, В | 6300 | |
Частота тока, Гц | 50 | |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 2 | |
Масса мотор-генератора (сухая), кг | 28270 | |
Габаритные размеры, мм: | ||
длина L |
8100 | |
ширина В |
2320 | |
высота Н |
3220 | |
Топливо | Природный газ с низкой теплотворностью 31 400-35590 кДж/мм3* | |
Масло | Моторное М-14В2 или М-14Г2 ГОСТ 12337—84 | |
Технические условия | ТУ 3-408—76 | |
Код ОКП | 31 2325 1700 | 31 2325 1100 |
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. |
|||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU. При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
Руслан Ахметгараев # 17 ноября 2012 в 03:54 | ||
|
Морыляк А.В. [Админ] # 30 ноября 2012 в 02:01 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |