М-11

Поршневой двигатель воздушного охлаждения М-11 разработан А.Д.Швецовым в содружестве с Н.В.Окромешко. М-11 был основным отечественным мотором для учебной и легкомоторной авиации. В различных модификациях двигатель М-11 находился в производстве до 1952 г., а в эксплуатации – до 1959 г., когда был списан с эксплуатации в организациях ДОСААФ.

Двигатель М-11 разработан в 1926 г. и с 1928 г. выпускался крупной серией для учебных самолетов У-2. С 1932 по 1940 гг. выпускались модифицированные двигатели под марками М-11А, М-11В и М-11Г с некоторыми конструктивными изменениями и существенной технологической доработкой.

 

Степень сжатия 5,0

Nвзл. = 110 л.с.

Nном. = 100 л.с.

nвзл. = 1650 об./мин.

nном. = 1600 об./мин.

Габаритный диаметр 1075 мм

Масса мотора 160 кг

Ресурс 200...300 часов

 

С 1940 г. в серийном производстве был мотор М-11Д с увеличенной мощностью. Эта модификация производилась на многих заводах (в том числе и в ОАО “Мотор Сич”) до 1947 г.

Сразу после Великой Отечественной войны начались работы по модификации М-11, которые привели к созданию усовершенствованных вариантов М-11К и М-11Л, которые могли использоваться уже с металлическими воздушными винтами. На этих двигателях устанавливали систему запуска сжатым воздухом, что позволило отказаться от запуска посредством небезопасного вращения винта вручную.

Мотор М-11Л имел ресурс 600 часов. В серийном производстве находился с 1948 г.

 

Степень сжатия 5,0

Nвзл. = 125 л.с.

Nном. = 115 л.с.

nвзл. = 1760 об./мин.

nном. =1700 об./мин.

Габаритный диаметр 1075 мм

Масса мотора 165 кг

Ресурс 400(Д), 600(К, Л) часов

 

В 1946 г. была разработана форсированная модификация М-11ФР, в котором был установлен безпоплавковый карбюратор, увеличена степень сжатия (изменены картер, цилиндры и поршневая группа), предусмотрена установка приводов агрегатов –– компрессора для зарядки воздушных баллонов, вакуум-насоса, генератора, регулятора числа оборотов винта и др.

 

Степень сжатия 5,5

Nвзл. = 160 л.с.

Nном. = 140 л.с.

nвзл. = 1900 об./мин.

nном. = 1760 л.с.

Габаритный диаметр 1080 мм

Масса мотора 180 кг

Ресурс 500 часов

 

М-11ФР находился в серийном производстве с 1948 по 1952 гг. С 1954 г. М-11ФР выпускался в Китае на Zhuzhou Aero-Engine Factory. На основе мотора М-11 был создан целый ряд поршневых моторов различной мощности, среди которых ЗМ-11 и М-51 (степень сжатия 5,0, Nвзл. = 125 л.с., Nном. = 125 л.с., n = 1700 об./мин., габаритный диаметр 1075 мм, масса 165 кг). На базе М-51 созданы ПД М-48 и М-49, которые, в свою очередь, послужили основой для разработки моторов МГ-11, МГ-21 и МГ-31).

С 1935 г. производство мотора М-11 было перенесено из Запорожья в Воронеж, где с 1936 по 1938 гг. были разработаны две новые модификации: М-11Е (форсированный по частоте вращения М-11Д) и М-11И (фактически новая разработка; полностью переделана цилиндро-поршневая группа в связи с применением сферической камеры сгорания; применена также центральная кулачковая шайба газораспределения, введен запуск сжатого воздуха; мог применяться воздушный винт изменяемого шага.

М-11Е выпускался малой серией для установки на некоторые опытные самолеты разработки А.С.Яковлева. М-11И серийно не выпускался, но опыт его создания был использован при разработке двигателей М-11ФР и МГ-11.

Общее число серийно изготовленных двигателей, устанавливаемых на 88 типах самолетов, среди которых У-2 (По-2), УТ-1, УТ-2, АИР-6, Як-6, Як-12, Як-18, Ш-2 и др., составило 150000-160000 штук.

Комментарии (1)
ewr # 30 августа 2010 в 06:36
Отличный материал!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев