АЛ-7
В марте 1953 г. было завершено изготовление двигателя второго поколения АЛ-7 тягой 6830 кгс, состоящего из девятиступенчатого одновального компрессора, кольцевой камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой турбины, конического нерегулируемого сопла. Он имел масляную систему закрытого типа (масло охлаждалось топливом), автономную систему запуска. Раскрутка двигателя осуществлялась турбостартером. Розжиг основного топлива в камере сгорания производился с помощью двух пусковых блоков, снабженных центробежными форсунками и искровыми свечами.
На двигателе установлен всережимный гидромеханический регулятор топлива. Противообледенительная система основана на подогреве горячим воздухом (отобранным за седьмой ступенью компрессора) деталей двигателя и самолета, подверженных обледенению при эксплуатации.
Одной из главных проблем при проектировании и изготовлении АЛ-7 было создание высоконапорного компрессора. В результате был создан одновальный девятиступенчатый компрессор со сверхзвуковой ступенью, имевший степень повышения давления 10. Подобных компрессоров в то время в мировой практике еще не было. При проектировании и изготовлении теплонапряженной камеры сгорания и газовой турбины, работающей при высоких температурах с большими тепло-перепадами в одной ступени, решались вопросы стабилизации процесса горения в камере, достижения оптимального поля температур газа перед турбиной, охлаждения конструкции и др.
Был разработан ряд новых конструктивных решений турбины: спицевая конструкция статора, соединение вала с диском с помощью радиальных штифтов, термическая развязка в статоре, конструкция уплотнений, работающих при высоких температурах, осевая разгрузка и др.
В августе 1955 г. АЛ-7 прошел Государственные 100-часовые испытания и устанавливался на самолетах Ил-54 и Ту-98.
Дальнейшие работы по АЛ-7 велись в направлении совершенствования его узлов и повышения энергонапряженности путем сжигания дополнительного топлива за турбиной, в форсажной камере. Двигатель получил обозначение АЛ-7Ф-1 и в 1959 г был запущен в серийное производство.
АЛ-7Ф-1 (1953-57 гг) - это ТРД с высоконапорным осевым компрессором со сверхзвуковой первой ступенью, автоматическим регулированием компрессора, двухступенчатой газовой турбиной, форсажной камерой. Форсажная камера прямоточная, с разделением потока газа на две части (малого и большого контура) с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном. Сопло регулируемое, двухпозиционное снабжено 24 створками. Для подачи топлива в форсажную камеру и регулирования форсажного режима установлен специальный агрегат.
В 1960 г. проведены Государственные 100-часовые испытания двигателя и двигатель был запущен в серийное производство на ММПП "Салют" и ОАО "Рыбинские моторы" в качестве силовой установки самолетов Су-9, Су-7Б, Су-17 КБ Сухого, И-7 и И-75 КБ Микояна.
Выпущено более 2000 двигателей АЛ-7Ф-1.
Рвзл. = 9200 кгс (АЛ-7Ф-1) 9600 кгс (АЛ-7Ф-1-100/100У)
Суд.ф.взл. = 2,0 кг/кгс.ч
Суд.кр. = 0,91 кг/кгс.ч
Ркр. = 6240 кгс (АЛ-7Ф-1) 6800 кгс (АЛ-7Ф-1-100/100У)
Gв взл. = 114 кг/с
пк взл. = 9,1
Тг взл.макс. = 1200 К
Тг взл. = 1133 К
Мдв. = 2010 кг
Dдв. = 1250 м
Lдв. = 6630 мм
Ресурс 250 часов
В конце 50-х гг. АЛ-7Ф-1 модернизируется с целью улучшения основных данных и повышения надежности работы. В модификации двигателя, получившей обозначение АЛ-7Ф-2 (1956-62 гг.), увеличена тяга и снижен удельный расход топлива главным образом за счет усовершенствования второй ступени турбины и увеличения диаметра форсажной камеры.
В компрессоре АЛ-7Ф-2 установлены восьмая и девятая ступени повышения напорности. Рабочие колеса первой и второй ступеней изготовлены из титана. В масляной системе вместо коловратных насосов применены центробежно-шестеренные. Усовершенствована система регулирования: введены ограничители максимальной температуры газа перед турбиной и максимальной приведенной частоты вращения ротора.
Двигатель АЛ-7Ф-2 имел несколько больший ресурс, чем АЛ-7Ф-1: 300 часов против 250.
В конце 1963 г АЛ-7Ф-2 прошел Государственные испытания на самолете Су-11, после чего было начато его серийное производство. Устанавливался АЛ-7Ф-2 на самолеты Су-11 и Ту-128.
Рф.взл. = 10100 кгс
Суд.ф.взл. = 2,0 кг/кгс.ч
Суд.кр. = 0,89 кг/кгс.ч
Gв взл. = 115 кг/с
пк взл. = 9,3
Тг взл. = 1200 К
Мдв. = 2100 кг
Dдв. = 1300 мм
Lдв. = 6650 мм
В 1962 г. форсажную тягу АЛ-7Ф-2 увеличивают до 11200 кгс. Двигатель с такой тягой имел обозначение АЛ-7Ф-4.
Другие модификации:
• АЛ-7П (первый летный экземпляр лайнера Ил-62 и Ту-110, модификация Ту-104);
• АЛ-7ПБ (гидросамолет Бе-10)
Рвзл. = 7260 кгс
Суд.взл. = 0,97 кг/кгс.ч
Суд.кр. = 0,872 кг/кгс.ч
Gв взл. = 114 кг/с
пк взл. = 9,1
Тг взл. = 1133 К
Тг макс. = 1200 К
Мдв. = 1746 кг
Dдв. = 620 мм
Lдв. = 3310 мм
• АЛ-7Ф (самолеты Ла-250, И-7/75 КБ Микояна); Рб/ф. = 6420 кгс; Рф. = 9215 кгс
• АЛ-7ФК (крылатые ракеты Х-20/20М; высота пуска - до 15000 м; дальность стрельбы 350-800 км; скорость полета 1850 км/ч.)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |