Мировой рекорд завода «Красное Сормово»

30 ноября 2009 - Морыляк А.В. [Админ]

После Октябрьской революции и Первой Мировой войны вопрос о восстановлении и дальнейшем укреплении обороноспособности нашей Родины стоял особенно остро и решался на самом высоком уровне. Что касается флота, его решено было усилить дизельными подводными лодками, так как они были относительно дешевы и не требовали таких больших стапелей, как крейсера, линкоры и другие суда большого тоннажа. Решение оказалось верным: подводный флот во время Великой Отечественной войны по количеству потопленных судов неприятеля ничуть не уступал авиации. Но после победы над фашистской Германией началась новая война — холодная. И перед нами встала новая задача — скорейшее достижение паритета с США, в том числе и на море. И вновь наш народ совершил подвиг, на этот раз трудовой.
Подводная лодка проекта 613 известна не только как самый крупносерийный проект отечественного подводного флота, с ней связаны и небывалые темпы строительства, достигнутые СССР в пятидесятые годы. В наше время подобные темпы трудно не только превзойти, но даже представить.
В послевоенное время в СССР было построено 430 дизель-электрических подводных лодок, причем в период с 1951 г. по 1958 г., когда строились подводные лодки проектов 611, 613, А615, было построено 271 из них. Эту колоссальную нагрузку разделили между собой семь заводов: «Балтийский завод имени С. Орджоникидзе» (Ленинград) – 19 лодок, завод «Судомех» (Ленинград) – 32 лодки, «Адмиралтейский завод» (Ленинград) – 6 лодок, «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск) – 18 лодок, «Черноморский судостроительный завод» (Николаев) – 72 лодки, «Завод имени Ленинского комсомола» (Комсомольск-на-Амуре) – 11 лодок и «Красное Сормово» (Горький). Последний заслуживает особого внимания, так как за эти годы он впустил 112 подводных лодок, то есть 41,3 % от общего числа построенных подводных лодок.
Особо необходимо выделить рекорд, поставленный отечественным судостроением в 1955 году. Тогда в строй ВМФ вступили 92 крупных боевых корабля: 1 крейсер, 6 эсминцев, 11 сторожевых кораблей, 74 подводных лодки проектов 611, 613 и А615. Непревзойденными рекордами промышленности, видимо, уже навечно стали: вступление в строй в течение года 67 подводных лодок проекта 613 и постройка на заводе «Красное Сормово» 37 их них. Рекорд был поставлен в плановом порядке. Правительство СССР решило таким образом проверить мобилизационные возможности промышленности. Завод «Красное Сормово» весь год работал в три смены, заводы производящие комплектующие также трудились с невероятным напряжением.
Как рассказывал бывший заместитель директора завода «Красное Сормово» И.В. Иванов, выбор завода «Красное Сормово» для проведения этого эксперимента был не случайным. Завод с самого своего основания в 1849 году выполнял разнообразные ответственные заказы нашей Родины, от военных и гражданских судов до мостов и железнодорожных вагонов. Первые стальные корабли на Волге, первая в России мартеновская печь — все это заслуги «Красного Сормово». На момент начала эксперимента завод уже имел опыт и в крупносерийном производстве сверхбыстрыми темпами: во время войны, в 1941-1942 годы, он выпускал знаменитые танки Т-34.
Сверхбыстрые темпы строительства не приводили к ухудшению качества. Это достигалась за счет освоения новых производственных технологий, развитой кооперации, и передовых методов контроля. Перед войной, когда завод только приступал к изготовлению подводных лодок, он даже не обладал специально оборудованными стапелями. В так называемой судояме осуществлялась сборка лодок, а по ее окончании земляная перемычка взрывалась и происходило всплытие. Однако впоследствии, при подготовке к серии 613, на заводе была налажена сборка секций корпусов. В полностью реконструированных цехах работа уже шла одновременно на нескольких стапелях. От клепки деталей корпусов, используемой до войны, достаточно быстро перешли к полуавтоматической сварке, контроль соединений осуществлялся при помощи рентгена. За счет этих нововведений глубина погружения лодки увеличилась с 80-100 до 150 200 м. С самого начала работ «Красное Сормово» становился все более независимым, самостоятельно снабжая своих партнеров торпедными аппаратами и другими ответственными узлами.
Окончательные же испытания подводных лодок проходили одновременно на трех специально организованных сдаточных базах, главной из которых являлась база, расположенная на незамерзающем Каспийском море, в Баку. Выпущенные в Горьком лодки доставлялись туда по Волге при помощи специальных доков с малой осадкой.
Особенно стоит отметить людей, работавших над проектом 613, всех, от главных конструкторов, В.Н. Перегудова, Я.Е. Евграфова и З.А. Дерибина, до простых рабочих — труд каждого из них может служить всем нам примером. Нам часто пытаются внушить, что советские люди могли работать в три смены только, как говорится, «из-под палки». На самом же деле, любой, будь то рабочий или инженер, стремился в то время попасть на «Красное Сормово». Люди прекрасно помнили ужасы прошедшей войны, и своим добросовестным трудом они предотвращали войну новую. Если план за смену по каким-то причинам не был выполнен, никто не покидал цех.
Производство требовало от рабочих крайне высокой квалификации, а от конструкторов — множества новаторских решений, поэтому обучению и повышению квалификации всего персонала в то время уделялось особое внимание, люди очень быстро приобретали знания и навыки. Впрочем, и деньгами страна судостроителей тоже не обижала.
Колоссальные темпы работ были сбавлены лишь по той причине, что в пятидесятых годах началось формирование уже атомного подводного флота. На тот момент лодка проекта 613 уже по праву считалась передовой не только по меркам нашей страны. Два двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с. обеспечивали лодке скорость более 18 узлов над водой и 13 узлов в подводном состоянии. Уже в наше время на «Красном Сормово» велись работы по проекту «Катран» — установке на проект 613 электрохимического генератора, и это напрямую свидетельствует о том, что потенциал данной подводной лодки не до конца реализован до сих пор.
Всего же на «Красном Сормово» в послевоенное время для отечественного ВМФ было построено 164 дизель-электрические подводные лодки (проекты 613, 651, 633, 641Б) и 25 атомных лодок (проекты 670, 671, 945, 945А).
Не так давно исполнилось пятьдесят лет этому величайшему трудовому подвигу нашей Родины. Наш долг — помнить о нем, и, дай Бог, когда придет срок, мы сможем его повторить.

Комментарии (1)
Eugenio Sanguesa # 31 марта 2011 в 21:06
Замечательная статья о замечательной истории! Спасибо!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев