Вадим Алексеевич ПЛОТНИКОВ (1930-2004)

Вадим Алексеевич родился 29 мая 1930 года. У поколения, к которому принадлежал Вадим Алексеевич, не было детства. Его отняла война. Не менее тяжелыми были и послевоенные годы. Отец Вадима Алексеевича был военным инженером, мама – медицинским работником. Предвоенные годы прошли на Дальнем Востоке, военные и послевоенные – в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике. Во время войны, передвигаясь за линией фронта, семья постоянно переезжала с одного места службы отца на другое. Отец на объекте, мама – в местном госпитале. Оставаясь днем за старшего с братом и сестрой, читая и рассказывая им занимательные истории, помогая им делать школьные уроки, Вадим Алексеевич еще подростком начал постигать педагогическое мастерство. В эти юные годы, проведенные на батареях, флотских базах и военных аэродромах, он проникся неподдельным интересом к сложной технике, самолетам, моторам, уважением к чужому труду и квалификации, истинным патриотизмом и гордостью за Родину.

Все эти качества стали фундаментом его профессионального творчества. Благодаря этому Вадим Алексеевич не только учил студентов конкретным дисциплинам, но большей степени воспитывал будущее поколение специалистов, прививая к навыкам инженерной деятельности нравственные понятия. К примеру, излагая материал о внешней характеристике двигателя, он всякий раз рассказывал, какими тяжелыми последствиями иногда сопровождались взлеты перегруженных самолетов в Великую Отечественную войну. На лабораторных работах Вадим Алексеевич обязательно рассказывал об истории создания двигателей, упоминая при этом и преодоленные заводом проблемы, и вклад конкретных конструкторов. Когда он вспоминал увиденное в освобожденном Севастополе, надо было видеть его глаза – в них отражалась впитанная мальчишкой непереносимая боль о бессилии изменить прошлое и о погибших героических защитниках города…

Школу Вадим Алексеевич окончил в 1948 году в Лиепае. А вся его дальнейшая жизнь была связана с нашим городом, университетом и с Кафедрой судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок. Поступив на дневное отделение, из-за материальных трудностей Вадим Алексеевич вынужден был перевестись на вечернее отделение. Учебу он совместил с работой в факультетской машинно-котельной лаборатории. Сначала был механиком, а с 1957 года стал учебным мастером. В следующем году Вадим Алексеевич с отличием оканчивает Кораблестроительный институт по кафедре ДВС по специальности «Судовые машины и механизмы». Продолжая работать по профилю специальности в факультетской машинно-котельной лаборатории, он активно входит в научные работы кафедры и закономерно в 1960 году переходит на должность старшего инженера научно-исследовательского сектора, а в 1961 году поступает в аспирантуру. По окончании аспирантуры Вадим Алексеевич продолжает работать в научно-исследовательском секторе, с 1966 года уже в должности ведущего инженера.

Важным моментом в его судьбе стал 1974 год. С этого времени Вадим Алексеевич перешел на преподавательскую работу. Сначала ассистент, затем старший преподаватель и доцент Кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок.

Рассказывая о профессиональной деятельности Вадима Алексеевича, нельзя не обратить внимание на его трудовую книжку. В ней только одно место работы и 21 поощрение в какой-либо форме: благодарности, свидетельства о дипломах Победителя соцсоревнования, выписки из приказов о персональном премировании или о занесении фотографии на Доску Почета. Сегодня не для каждого гражданина нашей страны поощрения морального свойства являются существенными признаками признания заслуг личности, но тогда было другое время, и следует иметь в виду, что такое количество официально вынесенных поощрений имели не многие.

Вадим Алексеевич принадлежал к поколению дизелистов, которое вправе называть себя учениками профессора Всеволода Александровича Ваншейдта, а это уже само по себе отменная рекомендация. А Вадим Алексеевич, несомненно, был одним из лучших учеников Всеволода Александровича.

Деятельность Вадима Алексеевича внешне многим казалась незаметной. Но за этой незаметностью скрывались цельность натуры, высокий профессионализм и самоуважение. Всегда подтянутый, эмоционально уравновешенный, для собеседника отзывчивый и доброжелательный, Вадим Алексеевич с первых минут общения располагал к себе всякого, будь то опытный специалист или первокурсник. Он обладал редким даром улавливать вопросительные интонации и в аудитории, и у отдельного собеседника. Обсуждая профессиональные вопросы в свободной обстановке, Вадим Алексеевич мог закрутить интереснейший сюжет, в котором находилось место и давним событиям, и знаменитым личностям, и случаям из собственной практики… Неизменно в таких беседах Вадим Алексеевич с исключительной добротой вспоминал людей, с которыми ему довелось работать на нашей кафедре. Чаще других он вспоминал доцентов К.Н. Коптева и М.М. Фуки. С первым их них Вадим Алексеевич был связан давними дружескими отношениями. Они много работали вместе и с самых первых профессиональных шагов. Как результат, в большинстве отчетов, в научных и методических работах их фамилии, как правило, стоят рядом. Помню, как Вадим Алексеевич и Константин Николаевич проводили занятия в нашей группе. Константин Николаевич читал теорию рабочих процессов, Вадим Алексеевич параллельно вел курс по конструкции двигателей, но их действия были согласованы настолько, что мы, студенты, долгое время были убеждены, что это один и тот же предмет. В результате, некоторые из нас записывали лекции обоих преподавателей подряд в одну тетрадь.

Когда не стало Константина Николаевича Коптева, Вадим Алексеевич взял на себя труд по завершению оформления последней научно-методической работы друга. Сначала в 1997 г. в журнале «Двигателестроение» с авторством К.Н. Коптева появилась подготовленная им статья, в которой излагались основные положения уточненного метода расчета цикла современного дизеля. А в 1999 г., опять-таки, под фамилией К.Н. Коптева, в издательстве СПбГМТУ выходит развернутое учебное пособие «Усовершенствованная методика традиционного расчета рабочего цикла дизеля», подготовленное Вадимом Алексеевичем на основе материалов, оставшихся не завершенными из-за безвременного ухода Константина Николаевича.

Лекции Вадим Алексеевич читал артистически виртуозно. У него от природы были богатый интонациями красивый голос и для сегодняшнего времени удивительно правильный русский язык. Скромный, начитанный, несуетливый, в принципиальных вопросах несколько педантичный, он всем своим видом показывал, что любит свое дело, любит работать и любит студентов. Если прибавить к этому доскональное знание предмета, широкую эрудицию и искреннюю внутреннюю убежденность, то будет понятно, что Вадим Алексеевич производил на аудиторию впечатление цельного и одаренного профессионала.

Для многих студентов дизельного направления Вадим Алексеевич был первым преподавателем, с которого начиналось знакомство с кафедрой. Эта ситуация была для кафедры необычайно выгодной – студенческое мнение о кафедре изначально обретало положительную окраску. Студенты относились к Вадиму Алексеевичу с уважением, доверием и, наверное, правомерно будет сказать, что студенты любили Вадима Алексеевича. По крайней мере, мы, коллеги по кафедре, неоднократно с ревностью отмечали, что у Вадима Алексеевича со студентами легко складываются добрые и плодотворные отношения.

Вадима Алексеевича отличала удивительная способность увлекать студентов профессиональными вопросами и заряжать их на объемную работу. Рядовые курсовые по его дисциплине обретали смысл перспективных задач, дипломные проекты под его руководством отличались сложностью замысла и практической направленностью.

Он был разносторонним специалистом, которому одинаково хорошо удавалось выполнять и методические, и научно-практические работы. Трудно переоценить вклад Вадима Алексеевича в развитие дизельного участка факультетской машинно-котельной лаборатории. Он принимал первостепенное участие практически во всех работах по проектированию, монтажу и оснащению всех установленных в лаборатории двигателей, двух опытных отсеков и нескольких безмоторных стендов для изучения процесса распыливания топлива и особенностей продувки в судовых дизелях. Из этих работ в качестве наиболее сложных и значимых сам Вадим Алексеевич выделял три следующие. Первая, - создание уникальной экспериментальной установки для исследования газодинамических характеристик натурных впускных и выпускных трактов и поля скоростей в цилиндре двухтактного дизеля с прямоточно-клапанной продувкой методом зондирования. Вторая, - создание стенда для исследования методом высокоскоростной киносъемки динамики развития топливных струй, предназначенной для исследования натурных многодырчатых сопел форсунки в условиях неразделенной камеры сгорания и вращающегося заряда высокой плотности. Третья, - стенд и экспериментальный отсек дизеля 1ДН23/30 для комплексных исследований рабочего процесса дизелей.

Большой вклад внес Вадим Алексеевич в научно-исследовательские работы кафедры по договорам с предприятиями отрасли, и в первую очередь в целях совершенствования корабельных двухтактных и четырехтактных дизелей Коломенского завода. В этих работах он проявил незаурядные творческие возможности и огромную работоспособность при переборке и подготовке опытных стендов, проведении экспериментальных исследований и обработке многочисленных экспериментальных данных.

Здесь необходимо особо выделить работы кафедры, начатые в 1965 году и направленные на повышение надежности и экономичности судовых и тепловозных дизелей типа 40Д (12ДН23/30). Научные результаты этих работ были признаны заказчиком практически ценными и в значительной степени были внедрены в серийное производство. Тогда, при самом деятельном участии Вадима Алексеевича были сформированы предложения по совершенствованию конструкции деталей газо-воздушного тракта. Опытными работами на продувочном стенде и одноцилиндровом отсеке были обоснованы изменения для выпускного канала в крышке цилиндра, формы выпускного клапана на участке сопряжения тарелки со стержнем, величины хода выпускного клапана, фазы открытия выпускного клапана, головки поршня, пояса окон на втулке и выхлопных коллекторов.

Дважды по результатам этих работ в составе коллектива исполнителей Вадим Алексеевич был премирован Министерством высшего образования СССР.
В этих работах, как и в преподавательской деятельности, проявилась способность Вадима Алексеевича необычайно серьезно и ответственно относиться даже к самым рядовым событиям в профессиональной деятельности, будь то обработка индикаторной диаграммы или составление задания на студенческий курсовой проект.

Список научных и методических трудов Вадима Алексеевича включает 24 научных статьи и опубликованных тезисов докладов, 13 учебных пособий и методических указаний, 119 отчетов по научным работам.
А еще Вадим Алексеевич многие годы был профоргом кафедры. И в этом качестве он проявил себя с самой лучшей стороны, проявляя заботу, деликатность и исполнительность.

Земной путь Вадима Алексеевича оборвался 15 декабря 2004 года. Он был замечательным человеком, талантливым и знающим профессионалом, большим тружеником. Делиться знаниями, заинтересовывать молодое поколение специалистов сложными вопросами, было его призванием.

Одним словом - преподаватель от бога.