Пётр Андреевич ГОРДЕЕВ (1923-2004)

Петр Андреевич родился 26 сентября 1923 года в Ленинграде. В роковом 1941 году он с отличием заканчивает 361 школу имени академика Н.Я. Марра и поступает по конкурсу на дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э Дзержинского. Суровой практикой курсантам этого поколения стало участие в Великой Отечественной войне. После первого курса летом 1942 года Петр Андреевич курсантом участвовал в охране Астраханского рейда от фашистской авиации на плавучей зенитной батарее «ПЗБ-1» (мобилизованный и вооруженный теплоход «Полюс»). После второго курса летом 1943 года участвовал в боевом патрулировании Каспийского моря в составе экипажа большого охотника за подводными лодками «Минер» («БО-102»). Летом следующего года он практикуется по специальности в должности дублера старшины мотористов на знаменитой североморской подводной лодке «С-101».


Участие Петра Андреевича в Великой Отечественной войне было отмечено медалью «За оборону Кавказа», а также орденом «Отечественной войны 2-ой степени», награждение которым было приурочено к 40-летию Победы.

Уже после окончания войны Петр Андреевич был демобилизован из-за травмы руки и перевелся из училища на четвертый курс машиностроительного факультета Кораблестроительного института. Еще студентом, в 1947 году, по рекомендации кафедры Судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок (СДВС и ДУ) его приняли в ряды Коммунистической партии. Институт он окончил в 1948 году с отличием. С этого времени началась его более чем 56-летняя трудовая деятельность. Благодаря полученному воспитанию, прирожденным качествам и юношеской военной закалке, занимая разные должности по основной и по общественной работе, Петр Андреевич очень много работал. При этом он всегда оставался корректным, вдумчивым и серьезным к существу решаемого вопроса.

По распределению два года Петр Андреевич проработал мастером монтажного цеха завода имени А. Марти (ныне «Адмиралтейские верфи»). Здесь же он впервые был избран на ответственную должность по общественной работе, - в период с января 1949 г. по июль 1950 г. выполнял обязанности секретаря комитета комсомола завода. В этой должности в период с 1949 по 1951 год он избирался членом пленума и бюро Октябрьского районного комитета ВЛКСМ, членом пленума Октябрьского райкома КПСС, кандидатом в члены пленума Ленинградского городского комитета ВЛКСМ.

С 1950 г. его судьба уже неразрывно связана с Санкт-Петербургским Государственным морским техническим университетом (тогда Ленинградским Кораблестроительным институтом). Аспирантура и работа на кафедре СДВС и ДУ под руководством профессора В. А. Ваншейдта логически завершились в июне 1953 г. защитой кандидатской диссертации на тему «Исследование влияния камеры сгорания на рабочий процесс двухтактного дизеля с прямоточно-щелевой продувкой».

С этого времени и до последних дней главным делом жизни для Петра Андреевича стала преподавательская деятельность. Сначала ассистент, с 1954 г. – старший преподаватель, а в 1957 г.- утвержден в ученом звании доцента.

В этот период времени начинается и административная деятельность Петра Андреевича, - с ноября 1953 г. по февраль 1956 г. он выполняет обязанности заместителя декана машиностроительного факультета ЛКИ. При этом он участвует в работах по организации на факультете, в дополнение к основной специальности 0525 «Судовые энергетические установки», специальностей машиностроительного профиля – 0520, 0521 и 0523 «Двигатели внутреннего сгорания».

Следующий этап деятельности Петра Андреевича связан с работой за рубежом. Тогда такие командировки доверялись наиболее ответственным и квалифицированным специалистам.


Рис. 1. Коллектив кафедры ДВС ЛКИ 1962 г. Мои будущие учителя во втором ряду- К.Н. Коптев, В.А. Плотников, П.А. Гордеев, В.Г. Шишкин. На первом ряду в центре В.А. Ваншейдт, крайний справа П.А. Истомин.

В 1961 г. по заданию Министерства он был направлен в Демократическую Республику Вьетнам для помощи местным специалистам в постановке курса по теории ДВС в Ханойском политехническом институте. Результатом этой работы стал изданный во Вьетнаме объемный конспект «Теория рабочих процессов ДВС», а также завязавшаяся на многие годы плодотворная работа кафедры СДВС и ДУ по подготовке для Вьетнама инженеров и специалистов высшей квалификации в области двигателей внутреннего сгорания. О важности и качестве деятельности Петра Андреевича во Вьетнаме говорит то, что за эту работу он был награжден правительством этой страны медалью «Дружба».

В октябре 1963 г. Петр Андреевич по приглашению министерства образования Румынии был командирован для чтения лекций и докладов в Бухарестский и Галацкий политехнические институты. Как результат, в румынском журнале «Constructia de masini» в 1964 г. печатаются две его работы по проблемам развития и теории ДВС, а затем последовало еще одно приглашение. В марте 1975 г. состоялась вторая командировка Петра Андреевича в Галацкий политехнический институт.

В апреле-мае 1965 г. Петр Андреевич в составе делегации СССР участвовал в работе VII международного конгресса по ДВС (CIMAC) в Лондоне. По возвращении доклады по результатам этой командировки были сделаны им для специалистов ЛКИ, ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, ЦНИТА.

В 1966 г. в составе делегации Ленинграда выезжал в Гданьск для участия в торжествах, посвященных 1000-летию Польши.

С октября 1967 г. по февраль 1968 г. по приглашению индийского университета штата Андхра Прадеш, г. Визагхапатнам, Петр Андреевич прочел там курс лекций «Основные параметры и показатели судовых ДВС», а также подготовил рекомендации по развитию лабораторной базы в этом университете.
Работая за границей с переводчиками, Петр Андреевич тем нее менее значительно обогатил свои языковые возможности. В школе и институте он изучал немецкий, во Вьетнаме распространенным языком общения был французский, а в Индии – английский. В итоге Петр Андреевич освоил все эти языки, а английским и немецким в профессиональной деятельности он пользовался свободно. 

Трудно переоценить личный вклад Петра Андреевича в дело подготовки кадров для судостроения и машиностроения. На сегодняшний день из числа работающих специалистов, получивших образование в СПбГМТУ – ЛКИ, почти каждый выпускник по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» и многие выпускники по специальности «Судовые энергетические установки» учились у него.

Рис.2. Заседание кафедры Судовых ДВС и дизельных установок, 1968 г. Выступает П.А. Гордеев.

Петр Андреевич принадлежал к поколению преподавателей ВУЗов, которое было одним из лучших в истории нашей страны. Высокая культура и глубокие знания сочетались в преподавателях этого поколения с профессиональной гордостью и личной ответственностью. Автор статьи учился в ЛКИ в 1970-е годы и с тех пор храню в себе ощущение, что те, кто учил меня специальности (в хронологическом порядке учебных курсов – В.А. Плотников, Б.А. Захаренко, К.Н. Коптев, В.Г. Шишкин, П.А. Гордеев, П.А. Истомин и Б.А. Чурбанов) на занятиях и в личных беседах рассказывали нам самое важное, учили самому нужному, были способны дать исчерпывающий ответ на любой вопрос.
 
Преподаватели кафедры, созданной профессором В.А. Ваншейдтом, составляли дружный коллектив. Неоднократно случалось, что из-за командировки или болезни им приходилось подменять друг друга, и тогда коллега приходил в аудиторию и проводил занятие за своего товарища так, будто это был его родной курс.

Не помню, чтобы сам Петр Андреевич по болезни пропускал занятия, но то, что он при необходимости мог на время заменить любого преподавателя кафедры, убеждался не единожды. За свою долгую преподавательскую деятельность он проводил занятия по многим дисциплинам. Вернее, практически во всем диапазоне интересов кафедры СДВС и ДУ – «Конструкция ДВС», «Конструирование и расчеты прочности ДВС», «Теория рабочих процессов ДВС», «Теория и основы динамики судовых ДВС», «Судовые ДВС», «Основы научных исследований», «Введение в специальность», «Новые типы поршневых двигателей», «Маркетинг двигателестроения», «Судовые ДВС и дизельные установки», «Электронные системы управления ДВС». Это далеко не полный перечень читавшихся им дисциплин.
Учебные пособия и методические указания, подготовленные Петром Андреевичем, также показывают широту его профессиональных интересов. Вот некоторые из них - «Испытания судовых ДВС», «Расчет рабочего цикла судового ДВС», «Испытания двигателя 1НК-65», «Судовые установки с ДВС», «Выбор типа главного судового дизеля», «Проектирование судовых ДВС и расчеты прочности», «Подводные дизельные установки», «Подводные установки с двигателями Стирлинга», «Математическое обеспечение и программа расчета рабочего цикла водородного ДВС». Вторую и третью работу необходимо выделить особо. Впервые изданные в 1966 г., эти методические указания уже, соответственно, в пятом и третьем изданиях используются и по настоящее время.

Но главной заслугой в преподавательской деятельности Петра Андреевича стало создание курса «Агрегаты воздухоснабжения судовых ДВС». В 1960-е в судовых дизелях началось широкое внедрение наддува. Однако в учебной литературе рассмотрение этих вопросов долго ограничивалось сведениями описательного характера. Петр Андреевич отреагировал оперативно. Впервые методическое руководство по курсовому проектированию по этой тематике было подготовлено в 1975 г., а всего по этому курсу к 2004 г. было издано 13 печатных и машинописных учебно-методических работ, в которых содержатся теоретические, описательные и справочные сведения по турбокомпрессорам и воздухоохладителям.

В период внедрения в учебный процесс первых серийных отечественных вычислительных машин Петр Андреевич стал первым преподавателем кафедры, проявившим интерес к этому новому делу. В результате, в 1980 г. в институте было издано учебное пособие «Расчет рабочего цикла судовых ДВС на ЭЦВМ Наири», подготовленное совместно с доцентом В.Г. Шишкиным.

Петр Андреевич среди коллег пользовался большим авторитетом. Под его руководством на факультете был разработан учебный план новой межкафедральной специальности 0524 «Судовые машины и механизмы», утвержденный в 1984 г.

О высоком авторитете и о работоспособности Петра Андреевича можно судить и по тем должностям, на которые он был выдвинут коллективом в рамках партийной и общественной работы. В 1953–1954 годы являлся секретарем партбюро Машиностроительного факультета. С 1954 по 1959 г. дважды избирался депутатом и членом Исполкома Совета Октябрьского района Ленинграда. В 1961 – 1962 годы он член месткома, заместитель председателя месткома ЛКИ. С 1963 г. выбран заместителем секретаря парткома института, а с мая 1965 года по май 1967 года был избран секретарем парткома ЛКИ. В этой должности в 1965 -1966 годы он был избран кандидатом в члены пленума Октябрьского районного комитета КПСС. Затем в 1971–1974 годы возглавлял комиссию парткома ЛКИ по новому строительству, в 1984-1987 годы также руководил комиссией парткома института.

Первоначально научная деятельность Петра Андреевича была тесно связана с традиционными направлениями работы кафедры СДВС и ДУ.

Аспирантом в 1950 – 1955 годы он одним из первых в СССР проводит исследования рабочего процесса дизеля с камерой в поршне; в том числе на двигателе 1НК65, оснащенном опытной камерой сгорания, исследует интенсивность шумоизлучения.

В 1955 - 1960 годы участвует в хоздоговорных работах кафедры для завода «Русский Дизель» по созданию и доводке дизеля 8ДРН 43/61. В этих работах основной темой исследования для него впервые становится системы газообмена и воздухоснабжения. Параллельно, в 1959 году Петр Андреевич выполняет госбюджетную экспериментальную работу по исследованию рабочего процесса двигателя 1НК65 с наддувом до 0,3 МПа.

В 1959 – 1965 годы участвует, а с 1961 года руководит, работами, направленными на создание отечественного МОД 7ДКРН 75/160 и на освоение производства лицензионных малооборотных судовых дизелей на ПО «Брянский машиностроительный завод». В этих работах рассматривался очень широкий круг вопросов: рабочий процесс, процессы газообмена, система наддува, обоснование камеры сгорания, методика испытаний, скоростная киносъемка топливной струи, выбор топлива и масел.
В 1967 – 1977 годы руководит работами, выполнявшимися по договорам с СКБД завода «Русский Дизель» и ЦНИДИ, в целях совершенствования форсированных двухтактных судовых дизелей типа «61» (16ДРПН 23/2х30). В период этих работ была создана уникальная экспериментальная установка с вихревой бомбой, на которой были исследованы процессы распыливания и смесеобразования для различных вариантов распылителей форсунки.

С 1978 года начинаются научные работы Петра Андреевича в области поршневых двигателей для энергетических установок подводных технических средств. Работы этого направления выполнялись вплоть до 1995 г. как госбюджетные и хоздоговорные по договорам с ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, ЦНИДИ, в/ч 31270. Наиболее крупной из них стала комплексная НИР «Модуль», в которой участвовало девять предприятий и организаций разных ведомств. Являясь руководителем темы от головного исполнителя, Петр Андреевич в этой работе приложил большие усилия по налаживанию взаимодействия между различными исполнителями и представителями заказчика. Его личные научные интересы в этой работе перешли в область систем охлаждения и удаления за борт продуктов сгорания. Результатом этих работ стал опытный охладитель газов смесительного типа, обеспечивавший заданные параметры при минимальных габаритах и расходе охлаждающей воды.

Необходимо отметить у Петра Андреевича редкого для зрелого специалиста дара – восприимчивости к новому. Бывало, что он буквально обижался за авторов новаций, если при обсуждении новейших технических решений и предложений кто-либо допускал скептические высказывания, но не приводил твердых доказательств. Это качество сочеталось в нем с обостренной требовательностью к себе и с чувством долга. Как следствие, Петр Андреевич на протяжении всей своей жизни занимался решением тех задач, которые казались ему наиболее злободневными. Он не зацикливался на уже разработанной тематике, не пытался выжать максимум дивидендов с уже выполненных научных исследований, не использовал в личных целях результаты коллективных работ. Так, уже в возрасте за семьдесят, Петр Андреевич взял на себя подготовку курса по электронным системам управления дизельными и бензиновыми двигателями. Причем он вошел в проблему настолько, что результатом этой работы стали несколько обзорных статей и большой объем наработанных материалов. В последние годы жизни Петр Андреевич увлекся когенерационными установками. Импульсом к этим работам стала консультация, за которой к нему обратились, как к дизелисту.

Значительный вклад Петр Андреевич внес в подготовку кадров высшей квалификации. Он принимал участие в аттестации соискателей ученых степеней в составе специализированных советов по тепловым двигателям. С 1961 г. по 1977 г. он являлся членом одного из первых в стране советов этого направления, а с 1981 г. по 1990 г. являлся членом специализированных советов Д.053.23.02 и Д.503.11.01.

Под руководством Петра Андреевича были подготовлены и в период с 1984 г. по 2004 год успешно защитили кандидатские диссертации А.Т. Данилов, С.А. Скоморовский, В.Н. Беседин и С.П. Столяров. Пять раз Петр Андреевич выступал в качестве официального оппонента на защите кандидатских диссертаций.

Большое значение, в том числе и для престижа кафедры, имело участие Петра Андреевича в работе научно-технических советов (НТС) различного уровня и ведомственной принадлежности. В 1950-е и 1960-е годы он выполнял обязанности ученого секретаря, с 1982 г. по 1989 г. являлся председателем секции дизельных установок Центрального Правления НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова. В разные годы Петр Андреевич состоял членом НТС ЦНИДИ, членом секции по двигателестроению областного штаба при Ленинградском обкоме КПСС по топливно-энергетическому комплексу, членом межведомственного совета по координации НИОКР в области двигателестроения при Госкомитете по науке и технике СССР и ЦНИДИ, членом экспертной группы по дизельным двигателям при Госкомитете по науке и технике СССР, членом советского комитета CIMAС, членом комиссий по ДВС секции «Теплотехника» НТС и научно-методического совета Минвуза СССР. С 1988 г. по 1990 г. Петр Андреевич участвовал в работе совета УМО по кораблестроению.

Рис. 3. Портрет П.А. Гордеева для доски Почета ЛКИ, 1983 г.

В трудное время, с 1 февраля 1982 г., когда в результате горьких событий кафедра в один год лишилась профессора В.А. Ваншейдта, профессора Б.А. Захаренко и доцента В.Г. Шишкина, Петр Андреевич вступил в должность исполняющего обязанности заведующего кафедрой СДВС и ДУ. Он стал третьим заведующим кафедрой с момента ее основания в 1930 г. До него эту должность занимали В.А. Ваншейдт и Б.А. Захаренко. Вхождение в дела Петру Андреевичу облегчили большой опыт и то, что до этого он многие годы, начиная с 1971 г., был парторгом кафедры, по сути, заместителем заведующего. В должности заведующего кафедрой Петр Андреевич был утвержден 1 марта 1984 года.

С 1982 г. Петр Андреевич входил в состав Ученого совета Факультета Корабельной энергетики и автоматики, а с 1988 г. в состав Ученого совета ЛКИ.

В 1987 г. он был избран по конкурсу на должность профессора, а в марте 1988 г. утвержден ВАК в ученом звании профессора. Петр Андреевич возглавлял кафедру СДВС и ДУ до 1 апреля 1989 г., а затем продолжал работать на кафедре в должности профессора.

Он был замечательным педагогом, эрудированным специалистом, тактичным руководителем. В нем сочетались редкие для большинства руководителей качества, - мудрость и личная работоспособность, искренность и нестяжательство. В образе парторга Петр Андреевич запомнился деликатностью и принципиальностью. И в этом качестве тоже в нем не было ни капли цинизма.

Эрудиция Петра Андреевича – это уже легенда. Он никогда не затевал споров, наверно, даже старался избегать их, он не навязывал никому свою точку зрения, но каждый пришедший к нему с вопросом неизменно получал полноценный ответ или разумный совет. Широчайшими профессиональными знаниями Петр Андреевич щедро одаривал собеседника вне зависимости от принадлежности последнего к ученикам, коллегам или неожиданным посетителям. Эрудиция уживалась в нем с самоиронией. В специальности от него секретов не было, но Петр Андреевич находил повод для обращения к коллегам с вопросами. Наверное, этим он искал более тесного общения, возможности поделиться теми знаниями, которые увлекли его в последнее время. При этом одним из любимых изречений у него было «знания ума не прибавляют».

Петр Андреевич обладал поразительной работоспособностью. Он активно читал лекции вплоть до своих последних дней. При этом, обладая гигантским опытом и по существу дисциплин и в педагогической деятельности, он специально готовился к каждой из лекций, ежегодно дополняя их новейшими достижениями науки и техники. Восхищение сотрудников кафедры вызывало то, что Петр Андреевич успевал прочитывать практически все отечественные и зарубежные издания по специальности из библиотек города. Всем этим он делится с нами, коллегами по кафедре, за что мы ему были безмерно благодарны. А еще он успевал работать в редакции журнала «Двигателестроение», регулярно делать для этого журнала информационные обзоры.

Список учебно-методических и научных работ Петра Андреевича включает не менее 217 работ. Печатными из них являются 71, в том числе не менее 23 статей и заметок в изданиях из рекомендованного перечня изданий ВАК. Учебно-методическими являются 52 работы, научными - 165. В числе научных работ 47 докладов на конференциях и семинарах, 63 отчета по НИР, в том числе 14 отчетов с реквизитами о государственной регистрации. Последние научная статья и методические указания по выполнению теплового расчета ДВС увидели свет уже тогда, когда Петра Андреевича не стало.

Его стиль преподавания был очень не прост. Вопросы, которые рассматривались на лекциях всегда глубоко уходили корнями в классические науки, термодинамику, аэродинамику. Но при этом каждый раз выстраивалась цепочка рассуждений, приводящая к пониманию важнейших практических вопросов. При этом необходимо отметить, что Петр Андреевич на кафедре являлся одним из самых требовательных и бескомпромиссных преподавателей, он добивался от студентов твердых знаний, серьезного и уважительного отношения к делу.

Многими считается, что существует извечный вопрос о гениях и злодеях. Так вот жизнью своей Петр Андреевич ежедневно и неоспоримо доказывал, что хорошим специалистом может стать только хороший человек. Его умение общаться с коллегами, специалистами отрасли и со студентами останется примером для нас всех на долгие годы. Он никогда не обижал собеседника эмоциональными интонациями или повышением голоса, никогда не задевал человеческого достоинства, даже если это «достоинство» провинилось сверх меры. Всегда корректный и в то же время справедливый Петр Андреевич иногда все же выходил за рамки формального отношения, и тогда, пользуясь преимуществом в возрасте, он говорил собеседнику «…лопушок ты мой…», и далее опять возвращался к объяснению вопроса. Он всегда старался направить ситуацию в позитивное русло. Мы все, и студенты тоже, пользовались этим безмерно. Бывало и даже не единожды, что Петр Андреевич осознанно приезжал в институт ради консультации одному единственному студенту.

Присутствие Петра Андреевича в коллективе всегда делало обстановку более строгой и доброжелательной, дискуссию корректной и интересной, решения, которые он предлагал, были справедливыми и осмысленными. При нем невозможно было перейти границы интеллигентности.
Очень многие из нас могут сказать, что Петр Андреевич был для него учителем и товарищем, товарищем и по работе и в жизни.


Рис. 4. П.А. Гордеев и выпускники.

В 2003 году мы чествовали 80-летний юбилей Петра Андреевича. Тогда, обращаясь к нему, многие отмечали не только его заслуги в дизелестроении и образовании, но и его спортивный облик. Мы желали ему долгих лет жизни, и не могли припомнить случая, чтобы Петр Андреевич по болезни пропускал занятия. Всегда подтянутый, быстрый, отзывчивый, казалось, он будет таким вечно. Но время берет свое. 2 декабря 2004 года профессор Петр Андреевич Гордеев ушел от нас в мир иной. Для коллег по работе и всех тех, кто близко знал Петра Андреевича эта потеря из разряда невосполнимых. Но до тех пор, пока живы мы, его коллеги и ученики, память о Петре Андреевиче будет жить в наших сердцах.

Заслуги Петра Андреевича Гордеева отмечены орденами «Отечественной войны 2-ой степени» и «Знак Почета», девятью медалями нашей Родины и медалью «Дружба» Демократической республики Вьетнам. Его трудовая жизнь отмечена многими благодарностями, имя его неоднократно заносилось на доску почета ЛКИ.

Ветеран Великой Отечественной войны и труда Петр Андреевич Гордеев никогда не говорил высоких слов, но без преувеличения можно сказать, что он работал во благо Отечества, во имя будущих поколений.