Борис Алексеевич ЗАХАРЕНКО (1913-1982)

Захаренко Борис Алексеевич родился 25 июня 1913 г. в Москве. Окончил в 1932 г. Московский техникум электропромышленности имени Красина и в том же году поступил в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского. После окончания училища проходил службу на кораблях и в частях Краснознаменной Амурской флотилии. В составе флотилии принимал участия в событиях 1938 г. на озере Хасан. В 1943 г. Бориса Алексеевича откомандировали для учебы в Военно-морскую академию, которая в то время находилась в Самарканде. После окончания академии с отличием его зачисляют в адъюнктуру, учеба в которой логически завершилась в ноябре 1948 г. защитой кандидатской диссертации на тему «Методика расчета линии горения с учетом физических и химических факторов».
Дальнейшая жизнь Бориса Алексеевича неразрывно связана с педагогической деятельностью. В Военно-морской академии он прошел все ступени педагогических должностей: преподаватель, старший преподаватель, заместитель начальника кафедры. В 1951 г. Борису Алексеевичу присвоено ученое звание доцента по кафедре «Корабельные установки с двигателями внутреннего сгорания» В октябре 1961 г., после увольнения в запас в звании инженер-капитан I ранга.

Б.А.Захаренко переходит на работу доцентом в Ленинградский кораблестроительный институт. В 1966 г. выходит в свет его учебник «Теория турбопоршневых корабельных двигателей» объемом 32 п.л. По существу это был первый в стране учебник, в котором методически корректно изложены вопросы работы агрегатов наддува и их влияние на рабочий процесс высокооборотных дизелей. Материалы этого учебника составили основу докторской диссертации, которую Борис Алексеевич успешно защитил в январе 1968 г. В этом же году его назначают деканом факультета повышения квалификации. Через два года ему присвоили ученое звание профессора.

В 1971 г. Борис Алексеевич избирается на должность заведующего кафедрой. Этот период (с 1971 по 1982 гг.) деятельности кафедры характеризуется качественными изменениями по всем направлениям: была обновлена материальная база лаборатории, введены в строй два стенда с современными корабельными двигателями, изготовлены шесть экспериментальных установок, выполнены научно-исследовательские работы по совершенствованию процессов газообмена и смесеобразования в дизелях Коломенского завода и завода «Русский дизель», создан для Брянского машиностроительного завода комплекс безмоторных стендов для исследования развития топливной струи. Параллельно с этими работами в лаборатории кафедры была изготовлена первая установка типа статическая и вихревая «бомба» для изучения топливных струй с помощью высокоскоростной киносъемки. К этим годам относится начало внедрения ЭВМ в учебный процесс. В 1978 г. сотрудники кафедры выпустили первый в стране учебник «Судовые установки с ДВС. Теория и проектирование», который не потерял своей практической ценности до настоящего времени.

Несмотря на большую административную нагрузку, Борис Алексеевич продолжал научную работу - его научные интересы связаны с развитием высокого газотурбинного наддува для повышения удельной мощности судовых и корабельных дизелей и сокращения их типоразмеров. Уже в те годы были проведены эксперименты на дизеле ЧН12/16,5 с изобарным и импульсным наддувом. Эти эксперименты позволили разработать методику расчета совместной работы дизеля с турбокомпрессором, как на номинальном, так и на долевом режимах. Именно тогда были предложены номограммы, позволяющие определять показатели двигателя при механическом, газотурбинном и комбинированном наддуве. Борис Алексеевич был руководителем ряда научно-исследовательских работ. Результаты одной из них «Исследование надежности и технико-экономических показателей дизель-редукторных установок с двигателями РС-2 по результатам эксплуатации» послужили основанием для изменения организации дизельного производства на заводе «Русский дизель». В рассматриваемый период под руководством Б.А.Захаренко защитили кандидатские диссертации шесть аспирантов.

Большое значение, в том числе и для престижа кафедры, имело участие Бориса Алексеевича в работе Специализированного совета К-1150 по присуждению ученых степеней кандидата технических наук при ЦНИДИ. Одновременно он являлся председателем секции Судовых дизельных установок Центрального правления НТО имени акад. А.Н.Крылова, председателем Государственной аттестационной комиссии по приему дипломных проектов и работ в Севастопольском приборостроительном институте, членом редакционного совета журнала «Двигателестроение».

Заслуги Бориса Алексеевича отмечены высокими государственными наградами: орденами Красной звезды и Боевого Красного Знамени, медалью «За боевые заслуги», другими медалями СССР.
Борис Алексеевич умер 1 сентября 1982 г. Без преувеличения можно утверждать, что он принадлежал к тому поколению преподавателей, которых отличали высокая культура, глубокие знания, профессионализм, личная ответственность. В нем сочетались редкие для руководителя качества - деликатность, мудрость и принципиальность.