Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11

ДИЗЕЛИ ТИПА Ч8,5/11 И Ч9,5/11

 

Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11 — рядные, с числом цилиндров 2, 4 или 6, выпускаются в различных модификациях и комплектности для использования в качестве главных и вспомогательных судовых, а также промышленных. В процессе модернизации семейства завод переходит от вихрекамерного смесеобразования к непосредственному впрыску (с камерой в поршне). Такой вид смесеобразования имеют двигатели с диаметром цилиндров 95 мм («Каспий 40», ДС25М, 10Д6М, 5Д2М, 5Д4М, 8Д6М, ДП18, и ДП18-03).

 

Конструкция

 

Блок-картер выполнен литым чугунным со вставными мокрыми чугунными гильзами цилин-доров. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч8,5/11 является монолитной конструкцией туннельного типа. В его поперечных стенках размещаются подшипники коленчатого и распределительного валов. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч9,5/11, четырех- и шестицилиндровых дизелей обеих размерностей разъемный, его нижняя часть является поддоном и служит резервуаром для смазочного масла.
 

Головки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. Для каждого цилиндра установлены один впускной и один выпускной клапаны, а также вставка вихревой камеры сгорания (у вихрекамерных дизелей).


Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют три компрессионных и одно маслосъем-ное кольцо коробчатого типа со спиральным экспандером, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршни дизелей охлаждаются смазочным маслом, подводимым из внутренней полости коленчатого вала через отверстия в шатунах. Поршневые пальцы полые, плавающего типа. Шатуны штампованные двутаврового сечения с косым разъемом кривошипной головки.


Коленчатые валы выполнены цельными штампованными из легированной стали, шейки валов закалены током высокой частоты. Коренные подшипники дизелей 248,5/11 роликовые, остальных дизелей — подшипники скольжения с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами.


Клапаны приводятся толкателями, штангами и коромыслами от распределительного вала, размещенного в блок-картере дизеля. На распределительном валу двухцилиндровых дизелей 48,5/11 расположены также кулачки для привода топливных насосов.


На дизелях, предназначенных для привода генераторов, установлен однорежимный центробежный регулятор прямого действия с изменяемой степенью неравномерности и упруго присоединенным катарактом. На дизелях, предназначенных для установки на картерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя, установлен всережимный центробежный регулятор прямого действия.


Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос с механизмом ручной подкачки топлива, топливный фильтр, топливный насос высоко-о давления, форсунки и трубопроводы.


Система полнопоточной смазки включает сетчатый фильтр-приемник, шестеренный насос, фильтр очистки масла, предохранительный и редукционный клапаны, дистанционные манометр и термометр, указатель уровня масла.


Система охлаждения выполнена комбинированной. Охлаждение гильз цилиндров — термосифонное, головок цилиндров — принудительное, с прокачкой охлаждающей жидкости центробежным насосом. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля поддерживается термостатом сильфонного типа.
Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром инерционно-масляного типа. Выпуск отработавших газов производится через впускной коллектор. Комплектно с каждым дизелем поставляется глушитель.


Пуск дизелей осуществляется электростартером. Для облегчения пуска дизели имеют декомпресси-онное устройство, свечи накаливания и могут снабжаться в зависимости от заказа предпусковым подогревательным устройством.


Некоторые модификации дизелей подготовлены к оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Дизели поставляются комплектно с набором инструмента и приспособлений, необходимых для обслуживания, разборки и сборки, комплектом запасных частей, а главные судовые дизели также контрольно-измерительными приборами.

 

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ ЧСП8,5/11, ЧСП9,5/11 И Ч9,5/11


Дизели «Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11-5) и «Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) предназначены для установки на спасательные шлюпки морских судов неограниченного района плавания в качестве главных двигателей. Дизели удовлетворяют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и действующим Правилам Регистра СССР. На дизели может быть установлено устройство отбора мощности для привода оросительного насоса танкерных шлюпок.
 

Дизели ДС25 (4ЧСП8.5/11), ДС25М (4ЧСП9.5/ 11) предназначены для установки на катерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя.


Дизели 10Д6 (649,5/11-1) и 10Д6М (649,5/ 11-1) предназначены для конвертации в специальные главные судовые дизели, устанавливаемые на малых катерах.

 

Все главные судовые дизели могут поставляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнениях.


Основные технические характеристики главных судовых дизелей даны в табл. 4, общий вид и габаритный чертеж дизеля «-Каспий ЗОМ» на рис. 11 и 12.

 

Рис. 11. Главный судовой дизель «Каспий-3ОМ»

 

Таблица 4
 

 

Показатели Главные судовые дизели
«Каспий ЗОМ»
(4ЧСП8.5/11)
«Каспий 40»
(4ЧСП9.5/11)
ДС25
(4ЧСП8.5/11)
ДС25М
(4ЧСП9,5/11)
10Д6
(649,5/11-1)
10Д6М
(649,5/11-1)
Мощность, кВт:            

номинальная

18,3 25,74 44,12 44,12

полная

25 30
Частота вращения, мин-1 1900 1900 1500 1800 1800 2100
Среднее эффективное давление, бар 6,6 6,4 6,4 6,1 6,5 5,4
Удельный расход, г/кВт-ч:            

топлива при номинальной
(полной) мощности

273 254 269 250 263 249

масла на угар

3,13 2 . 1,77 1,22 1,84 1,3
Система охлаждения Одноконтурная, забортной водой Двухконтурная, водо-водяная
Тип пуска Электростатический, ручной Электростартерный
Тип реверс-редуктора РРП15-2 РРП15-2 РРП15-2 РРП20-2.44
Передаточное число редуктора:            

на переднем ходу

2,13 2,13 2,13 2,44

на заднем ходу

1,81 11,81 1,81 1,83  
Габаритные размеры, мм:            

длина L

1250 1250 11310 1230 1195 1195

ширина В

650 710 610 580 610 600

высота Н

1000 1000 970 865 970 855
Масса (сухая), кг 410 396 400 395 460 440

Назначенный ресурс (срок службы):

           

до первой переборки

5 лет 5 лет 8 тыс. ч 3 года 5,5 тыс. ч 3 года

до капитального ремонта

18 тыс. ч 6 лет 14 тыс. ч 8 лет
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло М-12337—84
Технические условия ТУ 5.452-
9531—85
КЛЮИ
381311.
001 ТУ
ТУ 5.452-
9759—85
ТУ 5.452-
9776—90
ТУ 5.452-
4203—73
КЛЮИ
381311.
003ТУ
Код ОКП 31 2111 2400;
31 2113 2400
31 2111 0000 31 2113 0000 31 2113 3300


 

Рис. 12. Габаритный чертеж дизеля 4ЧСП8.5/11-5 («Каспий-30М»)

 

ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11


Дизели предназначены для работы в составе судовых дизель-генераторов и комбинированных агрегатов. Все они оборудованы двухконтурной системой охлаждения с водо-водяными теплообменниками и имеют систему пуска электростартером 12 В.


Основные технические характеристики судовых вспомогательных дизелей приведены в табл. 5, общий вид дизеля показан на рис. 13.

 

 Таблица 5

 

Показатели Вспомогательные судовые дизели
5Д2 (2Ч8,5/11) 5Д2М (2Ч9,5/11) 5Д4 (4Ч8,5/11) 5Д4М (4Ч9,5/11) 8Д6 (6Ч9,5/11) 8Д6М (6Ч9,5/11)
Мощность, кВт:            

номинальная

8,8 11 19,1 22,1 33,1 33,1

стандартная

9,28 11,7 20,25 23,2 34,6 35,05
Частота вращения, мин-1 1500 1500 1500 1500 1500 1500
Удельный расход, г/кВт-ч:            
топлива:            

на номинальной мощности

272 245 260 238 260 238

на стандартной мощности

258 231 245 226 247 222

масла на угар

1,5 1,36 1,5 1,36 1,9 1,3
Назначенный ресурс, тыс. ч:            

до первой переборки

6 8 7 8 5,5 8

до капитального ремонта

16 24 16 24 14 24
Габаритные размеры, мм:        
 

 

длина L

675 695 920 1070 1180 1180

ширина В

553 570 610 580 610 600

высота Н

850 865 970 865 970 865
Масса (сухая), кг 255 245 355 340 460 440
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло М-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581-78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337-84
Технические условия ТУ 5.452-4198—73 ТУ 5.452-9787—90 ТУ 5.452-9693—84 ТУ 5 452-9787—90 ТУ 5.452-4202—73 КЛЮИ
38.1311, 003ТУ
Код ОКП 31 2131 3400 31 2133 3400 31 2121 6600 31 2133 6600 31 2133 3300 31 2133 3300


 


 

Рис. 13. Дизель судовой вспомогательный 5Д2

 

ДИЗЕЛИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11


Дизели предназначены для привода генераторов переменного тока и могут эксплуатироваться в стационарных и передвижных условиях.
Отбор мощности осуществляется через зубчатую или эластичную муфту. Дизели снабжены подогревателями, тахометрами и манометрами. С приводными агрегатами дизели соединяются через фланцы кожухов маховика. Пуск дизелей осуществляется электростартером 12 В.

 

Основные технические характеристики приведены в табл. 6.


СУДОВЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ С ДИЗЕЛЯМИ Ч8,5/11 И Ч9,5/11


Дизель-генерато.ры судовые предназначены для питания электроэнергией силовых и осветительных установок судов. Агрегаты судовые вспомогательные (дизель-генератор-компрессор, дизель-генератор-компрессор-насос и т. п.) предназначены для установки на судах в качестве источников питания электроэнергией, снабжения пусковым воздухом, а также для осушения трюмов, тушения пожара и других нужд.


Дизель и генератор устанавливаются на общей раме и соединяются эластичной втулочно-пальцевой муфтой. Насос и (или) компрессор приводятся от дизель-генератора с помощью фрикционной муфты и клиноременной передачи.


Технические характеристики судовых дизель-генераторов и вспомогательных агрегатов представлены в табл. 7—10.


(Указанные для вспомогательных, агрегатов мощности относятся к генератору; расходы топлива и масла даны при невключенных насосах и компрессорах.) На рис. 14, 15 показаны общие виды дизель-генератора и дизель-генератор-компрессор-насоса ДГПКН-8/1500-1, а на рис. 16 — габаритный чертеж дизель-генератор-насоса ДГПН-8/ 1500-1.

 

 Таблица 6

 

Показатели ДП18 (2Ч9,5/11) ДП18-03 (2Ч9,5/11) ДП26 (4Ч8,5/11)
Назначение

Для привода генерато­ров в сварочных агрегатах Для привода генераторов в передвижных электроустановках Для привода генераторов в сварочных агрегатах
Мощность, кВт:      

номинальная

13,2 11 19,1

стандартная

14,5 11,8 19,9
Частота вращения, мин-1 1800 1500 1500
Удельный расход, г/кВт-ч:      
топлива:      

на номинальной мощности

245 245 260

стандартный

235 232 252
масла на угар 1,36 1,36 1,5
Назначенный ресурс, тыс. ч:      

до первой переборки

5,6 7,2 8

до капиталнього ремонта

15,4 19,8 18
Габаритные размеры, мм:      

длина L

700 700 900

ширина В

590 590 540

высота Н

1020 1020 1005
Масса (сухая, кг): 230+15 230+15 335+10
Топливо Дизельное ГОСТ 305—85
Масло М-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581—78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337—84
Технические условия КЛЮИ 38 1311 002 ТУ ТУ 24-06-131—84
Код ОКП 31 2133 0000


 

Таблица 7

 

Показатели Дизель-генераторы судовые
ДГР1А16 ДГР1А16М* ДГП-14/1500-1 ДГП14М* ДГП8/1500-1 ДГП8М*
Обозначение (марка):
 

 

 

 

 

 

дизеля

5Д4 5Д4М 5Д4 5Д4М 5Д2 5Д2М

генератора

ОС-71-0М4М1001 П-62М П-61М
Мощность номинальная, кВт 16 13,5 7 8
Частота вращения, мин-1 1500 1500 1500
Род тока Переменный, трехфазный Постоянный Постоянный
Напряжение, В 230 или 400 115 или 230 115 или 230
Частота тока, Гц 50 - -
Степень автоматизации по
ГОСТ 14228—80
1 1 1
Удельный расход, г/кВт-ч:
 

 

 

 

 

 

топлива на номинальной
мощности

314 284 324 290 339 335

масла на угар

1,6 1,5 2,7 1,5 2,4 2
Масса (сухая), кг 730 700 615 500 460 440
Габаритные размеры, мм:
 

 

 

 

 

 

длина L

1700 1700 1600 1551 1355 1310

ширина В

630 630 630 638 590 630

высота Н

И035 923 1010 900 955 900
Технические условия ТУ5.479-
9602—82
КЛЮИ561262.
001 ТУ
ТУ5.479-
4193—73
КЛЮИ561261.
001 ТУ
ТУ5.479-
4189—73
КЛЮИ561261.
002ТУ
Код ОКП 31 2121 0000 31 2123 0000 31 2121; 5000 31 2123 5000 31 2121 3000 31 21 2 3 3000

* Агрегаты готовятся к серийному производству.

 

Таблица 8

 

Показатели Дизель-генератор-насосы
ДГПН-8/1500-1 ДГПН8М* ДГП-10-1 ДГПЮМ*
Обозначение (марка):        

дизеля

5Д2 5Д2М 5Д2 5Д2М

генератора

П-61М КГ 5,6

насоса

М21.01СП104
или ВК4/24
М21.01СП-04 М21.01СП-04
Мощность номинальная, кВт 7 8 5,6
Частота вращения, мин-1 1500 1500
Род тока Постоянный Постоянный
Напряжение, В 115 и 230 28
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 1 1
Производительность насоса, м3/ч:        

при работе на слив

20 20

при напоре 1,47 бар

10 10

при напоре 2,4 бар

14,4 -
Удельный расход, г/кВт-ч:        

топлива на номинальной мощности

339 335 400 385

масла на угар

2,4 2 3 2
Масса (сухая), кг 575 595 520 500
Габаритные размеры, мм:        

длина L

1545 1423 1441

ширина В

635 835 886

высота Н

955 955 910
Технические условия ТУ5.479-4190-73 КЛЮИ.561261.
002ТУ
ТУ5.479-4191-73 КЛЮИ.561261.
002ТУ
Код ОКП 31 2121 0000; 31 2123 0000

 

Таблица 9

 

Показатели Дизель-генератор-компрессоры
ДГПК-8/150-1 ДГПК8М* ДГК-10-1 ДГК10М*
Обозначение (марка):        

дизеля

5Д2 5Д2М 5Д2 5Д2М

генератора

П-61М КГ-5,6

компрессора

К2-150 К2-150
Мощность номинальная, кВт 7 8 5,6
Частота вращения, мин-1 1500 1500
Род тока Постоянный Постоянный
Напряженние, В 115 или 230 28
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 1 1
Производительность компрессора при конечном давлении 147 бар, л/мин 1,8 1,8
Удельный расход, г/кВт-ч:        

топлива на номинальной мощности

339 335 400 385

масла на угар

2,4 2 3 2
Масса (сухая), кг 610 590 585 565
Габаритные размеры, мм:      

длина L

1560 1435 1445

ширина B

590 575 573

высота H

1160 1160 1120
Технические условия ТУ5.479-4190-73 КЛЮИ.561261. 002ТУ ТУ5.479-4190-73 КЛЮИ.561261. 002ТУ
Код ОКП 31 2121 0000; 31 2123 0000

* Агрегаты готовятся к серийному производству.

 

 Таблица 10

 

Показатели Дизель-генератор-комнрессор-насосы
ДГКП-10-1 ДГКП10М* ДГКН-
14/1500-1
ДГКН14М* ДГПН-
8/1500-1
ДГПКН8М*
Обозначение (марка):
 

 

 

 

 

 

дизеля

5Д2 5Д2М 5Д4 5Д4М 5Д2 5Д2М

генератора

КГ-5,6 П-62М П-61М

компрессора

К2-150 К2-150 К2-150

насоса

М21.01.СП-05 М21.01.СП-05 М21.01.СП-05
Мощность номинальная, кВт 5,6 13,5 7 8
Частота вращения, мин-1 1500 1500 -
Род тока Постоянный Постоянный -
Напряжение , В 28 115 или 230 -
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 1 -
Производительность компрессора при конечном давлении 147 бар, л/мин 1,8
Производительность насоса, м3/ч:            

при работе на слив

20

при напоре 1,47 бар

10
Удельный расход, г/кВт-ч:            
топлива на номинальной мощности 400 385 2,0 324 290 339 335
масла на угар 3 2 2,7 1,5 2,4 2
Масса (сухая), кг 650 630 830 810 675
Габаритные размеры, мм:
 

 

 

 

 

 

длина L

1816 1835 2240 2240 1935

ширина B

575 573 630 638 630

высота Н

1160 1120 1100 1100 1120
Технические условия ТУ5.479-4192—73 КЛЮИ.
561261. 002ТУ
ТУ5.479-
4194—73
КЛЮИ.
561261. 001 ТУ
ТУ5.479-4192—73 КЛЮИ.
561261. 002ТУ
Код ОКП 31 2121 0000; 31 2123 0000

* Анрегаты готовятся к серийному производству.

 

Рис. 14. Дизель-генератор ДГР1А-16

 

Рис. 15. Дизель-генератор-компрессор-насос ДГПКН-8/1500-1

 

Рис. 16. Габаритный чертеж дизель-генератора-насоса ДГПН-8/1500-1

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий