Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11
ДИЗЕЛИ ТИПА Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизели типа Ч8,5/11 и Ч9,5/11 — рядные, с числом цилиндров 2, 4 или 6, выпускаются в различных модификациях и комплектности для использования в качестве главных и вспомогательных судовых, а также промышленных. В процессе модернизации семейства завод переходит от вихрекамерного смесеобразования к непосредственному впрыску (с камерой в поршне). Такой вид смесеобразования имеют двигатели с диаметром цилиндров 95 мм («Каспий 40», ДС25М, 10Д6М, 5Д2М, 5Д4М, 8Д6М, ДП18, и ДП18-03).
Конструкция
Блок-картер выполнен литым чугунным со вставными мокрыми чугунными гильзами цилин-доров. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч8,5/11 является монолитной конструкцией туннельного типа. В его поперечных стенках размещаются подшипники коленчатого и распределительного валов. Блок-картер двухцилиндровых дизелей Ч9,5/11, четырех- и шестицилиндровых дизелей обеих размерностей разъемный, его нижняя часть является поддоном и служит резервуаром для смазочного масла.
Головки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. Для каждого цилиндра установлены один впускной и один выпускной клапаны, а также вставка вихревой камеры сгорания (у вихрекамерных дизелей).
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют три компрессионных и одно маслосъем-ное кольцо коробчатого типа со спиральным экспандером, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршни дизелей охлаждаются смазочным маслом, подводимым из внутренней полости коленчатого вала через отверстия в шатунах. Поршневые пальцы полые, плавающего типа. Шатуны штампованные двутаврового сечения с косым разъемом кривошипной головки.
Коленчатые валы выполнены цельными штампованными из легированной стали, шейки валов закалены током высокой частоты. Коренные подшипники дизелей 248,5/11 роликовые, остальных дизелей — подшипники скольжения с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами.
Клапаны приводятся толкателями, штангами и коромыслами от распределительного вала, размещенного в блок-картере дизеля. На распределительном валу двухцилиндровых дизелей 48,5/11 расположены также кулачки для привода топливных насосов.
На дизелях, предназначенных для привода генераторов, установлен однорежимный центробежный регулятор прямого действия с изменяемой степенью неравномерности и упруго присоединенным катарактом. На дизелях, предназначенных для установки на картерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя, установлен всережимный центробежный регулятор прямого действия.
Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос с механизмом ручной подкачки топлива, топливный фильтр, топливный насос высоко-о давления, форсунки и трубопроводы.
Система полнопоточной смазки включает сетчатый фильтр-приемник, шестеренный насос, фильтр очистки масла, предохранительный и редукционный клапаны, дистанционные манометр и термометр, указатель уровня масла.
Система охлаждения выполнена комбинированной. Охлаждение гильз цилиндров — термосифонное, головок цилиндров — принудительное, с прокачкой охлаждающей жидкости центробежным насосом. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля поддерживается термостатом сильфонного типа.
Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром инерционно-масляного типа. Выпуск отработавших газов производится через впускной коллектор. Комплектно с каждым дизелем поставляется глушитель.
Пуск дизелей осуществляется электростартером. Для облегчения пуска дизели имеют декомпресси-онное устройство, свечи накаливания и могут снабжаться в зависимости от заказа предпусковым подогревательным устройством.
Некоторые модификации дизелей подготовлены к оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Дизели поставляются комплектно с набором инструмента и приспособлений, необходимых для обслуживания, разборки и сборки, комплектом запасных частей, а главные судовые дизели также контрольно-измерительными приборами.
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ГЛАВНЫЕ ЧСП8,5/11, ЧСП9,5/11 И Ч9,5/11
Дизели «Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11-5) и «Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) предназначены для установки на спасательные шлюпки морских судов неограниченного района плавания в качестве главных двигателей. Дизели удовлетворяют требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) и действующим Правилам Регистра СССР. На дизели может быть установлено устройство отбора мощности для привода оросительного насоса танкерных шлюпок.
Дизели ДС25 (4ЧСП8.5/11), ДС25М (4ЧСП9.5/ 11) предназначены для установки на катерах и рабочих шлюпках в качестве главного двигателя.
Дизели 10Д6 (649,5/11-1) и 10Д6М (649,5/ 11-1) предназначены для конвертации в специальные главные судовые дизели, устанавливаемые на малых катерах.
Все главные судовые дизели могут поставляться в экспортном и экспортно-тропическом исполнениях.
Основные технические характеристики главных судовых дизелей даны в табл. 4, общий вид и габаритный чертеж дизеля «-Каспий ЗОМ» на рис. 11 и 12.
Рис. 11. Главный судовой дизель «Каспий-3ОМ»
Таблица 4
Показатели | Главные судовые дизели | |||||
«Каспий ЗОМ» (4ЧСП8.5/11) |
«Каспий 40» (4ЧСП9.5/11) |
ДС25 (4ЧСП8.5/11) |
ДС25М (4ЧСП9,5/11) |
10Д6 (649,5/11-1) |
10Д6М (649,5/11-1) |
|
Мощность, кВт: | ||||||
номинальная |
— | — | 18,3 | 25,74 | 44,12 | 44,12 |
полная |
25 | 30 | — | — | — | — |
Частота вращения, мин-1 | 1900 | 1900 | 1500 | 1800 | 1800 | 2100 |
Среднее эффективное давление, бар | 6,6 | 6,4 | 6,4 | 6,1 | 6,5 | 5,4 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||||
топлива при номинальной |
273 | 254 | 269 | 250 | 263 | 249 |
масла на угар |
3,13 | 2 | . 1,77 | 1,22 | 1,84 | 1,3 |
Система охлаждения | Одноконтурная, забортной водой | Двухконтурная, водо-водяная | ||||
Тип пуска | Электростатический, ручной | Электростартерный | ||||
Тип реверс-редуктора | РРП15-2 | РРП15-2 | РРП15-2 | РРП20-2.44 | — | — |
Передаточное число редуктора: | ||||||
на переднем ходу |
2,13 | 2,13 | 2,13 | 2,44 | — | — |
на заднем ходу |
1,81 | 11,81 | 1,81 | 1,83 | — | |
Габаритные размеры, мм: | ||||||
длина L |
1250 | 1250 | 11310 | 1230 | 1195 | 1195 |
ширина В |
650 | 710 | 610 | 580 | 610 | 600 |
высота Н |
1000 | 1000 | 970 | 865 | 970 | 855 |
Масса (сухая), кг | 410 | 396 | 400 | 395 | 460 | 440 |
Назначенный ресурс (срок службы): |
||||||
до первой переборки |
5 лет | 5 лет | 8 тыс. ч | 3 года | 5,5 тыс. ч | 3 года |
до капитального ремонта |
— | — | 18 тыс. ч | 6 лет | 14 тыс. ч | 8 лет |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | |||||
Масло | М-12337—84 | |||||
Технические условия |
ТУ 5.452- 9531—85 |
КЛЮИ 381311. 001 ТУ |
ТУ 5.452- 9759—85 |
ТУ 5.452- 9776—90 |
ТУ 5.452- 4203—73 |
КЛЮИ 381311. 003ТУ |
Код ОКП |
31 2111 2400; 31 2113 2400 |
31 2111 0000 | 31 2113 0000 | 31 2113 3300 |
Рис. 12. Габаритный чертеж дизеля 4ЧСП8.5/11-5 («Каспий-30М»)
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизели предназначены для работы в составе судовых дизель-генераторов и комбинированных агрегатов. Все они оборудованы двухконтурной системой охлаждения с водо-водяными теплообменниками и имеют систему пуска электростартером 12 В.
Основные технические характеристики судовых вспомогательных дизелей приведены в табл. 5, общий вид дизеля показан на рис. 13.
Таблица 5
Показатели | Вспомогательные судовые дизели | |||||
5Д2 (2Ч8,5/11) | 5Д2М (2Ч9,5/11) | 5Д4 (4Ч8,5/11) | 5Д4М (4Ч9,5/11) | 8Д6 (6Ч9,5/11) | 8Д6М (6Ч9,5/11) | |
Мощность, кВт: | ||||||
номинальная |
8,8 | 11 | 19,1 | 22,1 | 33,1 | 33,1 |
стандартная |
9,28 | 11,7 | 20,25 | 23,2 | 34,6 | 35,05 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||||
топлива: | ||||||
на номинальной мощности |
272 | 245 | 260 | 238 | 260 | 238 |
на стандартной мощности |
258 | 231 | 245 | 226 | 247 | 222 |
масла на угар |
1,5 | 1,36 | 1,5 | 1,36 | 1,9 | 1,3 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||||
до первой переборки |
6 | 8 | 7 | 8 | 5,5 | 8 |
до капитального ремонта |
16 | 24 | 16 | 24 | 14 | 24 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
||||
длина L |
675 | 695 | 920 | 1070 | 1180 | 1180 |
ширина В |
553 | 570 | 610 | 580 | 610 | 600 |
высота Н |
850 | 865 | 970 | 865 | 970 | 865 |
Масса (сухая), кг | 255 | 245 | 355 | 340 | 460 | 440 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | |||||
Масло | М-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581-78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337-84 | |||||
Технические условия | ТУ 5.452-4198—73 | ТУ 5.452-9787—90 | ТУ 5.452-9693—84 | ТУ 5 452-9787—90 | ТУ 5.452-4202—73 |
КЛЮИ 38.1311, 003ТУ |
Код ОКП | 31 2131 3400 | 31 2133 3400 | 31 2121 6600 | 31 2133 6600 | 31 2133 3300 | 31 2133 3300 |
Рис. 13. Дизель судовой вспомогательный 5Д2
ДИЗЕЛИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизели предназначены для привода генераторов переменного тока и могут эксплуатироваться в стационарных и передвижных условиях.
Отбор мощности осуществляется через зубчатую или эластичную муфту. Дизели снабжены подогревателями, тахометрами и манометрами. С приводными агрегатами дизели соединяются через фланцы кожухов маховика. Пуск дизелей осуществляется электростартером 12 В.
Основные технические характеристики приведены в табл. 6.
СУДОВЫЕ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ С ДИЗЕЛЯМИ Ч8,5/11 И Ч9,5/11
Дизель-генерато.ры судовые предназначены для питания электроэнергией силовых и осветительных установок судов. Агрегаты судовые вспомогательные (дизель-генератор-компрессор, дизель-генератор-компрессор-насос и т. п.) предназначены для установки на судах в качестве источников питания электроэнергией, снабжения пусковым воздухом, а также для осушения трюмов, тушения пожара и других нужд.
Дизель и генератор устанавливаются на общей раме и соединяются эластичной втулочно-пальцевой муфтой. Насос и (или) компрессор приводятся от дизель-генератора с помощью фрикционной муфты и клиноременной передачи.
Технические характеристики судовых дизель-генераторов и вспомогательных агрегатов представлены в табл. 7—10.
(Указанные для вспомогательных, агрегатов мощности относятся к генератору; расходы топлива и масла даны при невключенных насосах и компрессорах.) На рис. 14, 15 показаны общие виды дизель-генератора и дизель-генератор-компрессор-насоса ДГПКН-8/1500-1, а на рис. 16 — габаритный чертеж дизель-генератор-насоса ДГПН-8/ 1500-1.
Таблица 6
Показатели | ДП18 (2Ч9,5/11) | ДП18-03 (2Ч9,5/11) | ДП26 (4Ч8,5/11) |
Назначение |
Для привода генераторов в сварочных агрегатах | Для привода генераторов в передвижных электроустановках | Для привода генераторов в сварочных агрегатах |
Мощность, кВт: | |||
номинальная |
13,2 | 11 | 19,1 |
стандартная |
14,5 | 11,8 | 19,9 |
Частота вращения, мин-1 | 1800 | 1500 | 1500 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||
топлива: | |||
на номинальной мощности |
245 | 245 | 260 |
стандартный |
235 | 232 | 252 |
масла на угар | 1,36 | 1,36 | 1,5 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||
до первой переборки |
5,6 | 7,2 | 8 |
до капиталнього ремонта |
15,4 | 19,8 | 18 |
Габаритные размеры, мм: | |||
длина L |
700 | 700 | 900 |
ширина В |
590 | 590 | 540 |
высота Н |
1020 | 1020 | 1005 |
Масса (сухая, кг): | 230+15 | 230+15 | 335+10 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—85 | ||
Масло | М-10Г2К, М-10Г2 ГОСТ 8581—78, М-10В2С, М-10Г2ЦС ГОСТ 12337—84 | ||
Технические условия | КЛЮИ 38 1311 002 ТУ | ТУ 24-06-131—84 | |
Код ОКП | 31 2133 0000 |
Таблица 7
Показатели | Дизель-генераторы судовые | |||||
ДГР1А16 | ДГР1А16М* | ДГП-14/1500-1 | ДГП14М* | ДГП8/1500-1 | ДГП8М* | |
Обозначение (марка): |
|
|
|
|
|
|
дизеля |
5Д4 | 5Д4М | 5Д4 | 5Д4М | 5Д2 | 5Д2М |
генератора |
ОС-71-0М4М1001 | П-62М | П-61М | |||
Мощность номинальная, кВт | 16 | 13,5 | 7 | 8 | ||
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | |||
Род тока | Переменный, трехфазный | Постоянный | Постоянный | |||
Напряжение, В | 230 или 400 | 115 или 230 | 115 или 230 | |||
Частота тока, Гц | 50 | - | - | |||
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 |
1 | 1 | 1 | |||
Удельный расход, г/кВт-ч: |
|
|
|
|
|
|
топлива на номинальной |
314 | 284 | 324 | 290 | 339 | 335 |
масла на угар |
1,6 | 1,5 | 2,7 | 1,5 | 2,4 | 2 |
Масса (сухая), кг | 730 | 700 | 615 | 500 | 460 | 440 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина L |
1700 | 1700 | 1600 | 1551 | 1355 | 1310 |
ширина В |
630 | 630 | 630 | 638 | 590 | 630 |
высота Н |
И035 | 923 | 1010 | 900 | 955 | 900 |
Технические условия |
ТУ5.479- 9602—82 |
КЛЮИ561262. 001 ТУ |
ТУ5.479- 4193—73 |
КЛЮИ561261. 001 ТУ |
ТУ5.479- 4189—73 |
КЛЮИ561261. 002ТУ |
Код ОКП | 31 2121 0000 | 31 2123 0000 | 31 2121; 5000 | 31 2123 5000 | 31 2121 3000 | 31 21 2 3 3000 |
* Агрегаты готовятся к серийному производству.
Таблица 8
Показатели | Дизель-генератор-насосы | |||
ДГПН-8/1500-1 | ДГПН8М* | ДГП-10-1 | ДГПЮМ* | |
Обозначение (марка): | ||||
дизеля |
5Д2 | 5Д2М | 5Д2 | 5Д2М |
генератора |
П-61М | КГ 5,6 | ||
насоса |
М21.01СП104 или ВК4/24 |
М21.01СП-04 | М21.01СП-04 | |
Мощность номинальная, кВт | 7 | 8 | 5,6 | |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | ||
Род тока | Постоянный | Постоянный | ||
Напряжение, В | 115 и 230 | 28 | ||
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | 1 | ||
Производительность насоса, м3/ч: | ||||
при работе на слив |
20 | 20 | ||
при напоре 1,47 бар |
10 | 10 | ||
при напоре 2,4 бар |
14,4 | - | ||
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||
топлива на номинальной мощности |
339 | 335 | 400 | 385 |
масла на угар |
2,4 | 2 | 3 | 2 |
Масса (сухая), кг | 575 | 595 | 520 | 500 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина L |
1545 | 1423 | 1441 | |
ширина В |
635 | 835 | 886 | |
высота Н |
955 | 955 | 910 | |
Технические условия | ТУ5.479-4190-73 |
КЛЮИ.561261. 002ТУ |
ТУ5.479-4191-73 |
КЛЮИ.561261. 002ТУ |
Код ОКП | 31 2121 0000; 31 2123 0000 |
Таблица 9
Показатели | Дизель-генератор-компрессоры | |||
ДГПК-8/150-1 | ДГПК8М* | ДГК-10-1 | ДГК10М* | |
Обозначение (марка): | ||||
дизеля |
5Д2 | 5Д2М | 5Д2 | 5Д2М |
генератора |
П-61М | КГ-5,6 | ||
компрессора |
К2-150 | К2-150 | ||
Мощность номинальная, кВт | 7 | 8 | 5,6 | |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | ||
Род тока | Постоянный | Постоянный | ||
Напряженние, В | 115 или 230 | 28 | ||
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | 1 | ||
Производительность компрессора при конечном давлении 147 бар, л/мин | 1,8 | 1,8 | ||
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||
топлива на номинальной мощности |
339 | 335 | 400 | 385 |
масла на угар |
2,4 | 2 | 3 | 2 |
Масса (сухая), кг | 610 | 590 | 585 | 565 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина L |
1560 | 1435 | 1445 | |
ширина B |
590 | 575 | 573 | |
высота H |
1160 | 1160 | 1120 | |
Технические условия | ТУ5.479-4190-73 | КЛЮИ.561261. 002ТУ | ТУ5.479-4190-73 | КЛЮИ.561261. 002ТУ |
Код ОКП | 31 2121 0000; 31 2123 0000 |
* Агрегаты готовятся к серийному производству.
Таблица 10
Показатели | Дизель-генератор-комнрессор-насосы | |||||
ДГКП-10-1 | ДГКП10М* |
ДГКН- 14/1500-1 |
ДГКН14М* |
ДГПН- 8/1500-1 |
ДГПКН8М* | |
Обозначение (марка): |
|
|
|
|
|
|
дизеля |
5Д2 | 5Д2М | 5Д4 | 5Д4М | 5Д2 | 5Д2М |
генератора |
КГ-5,6 | П-62М | П-61М | |||
компрессора |
К2-150 | К2-150 | К2-150 | |||
насоса |
М21.01.СП-05 | М21.01.СП-05 | М21.01.СП-05 | |||
Мощность номинальная, кВт | 5,6 | 13,5 | 7 | 8 | ||
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | - | |||
Род тока | Постоянный | Постоянный | - | |||
Напряжение , В | 28 | 115 или 230 | - | |||
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | - | ||||
Производительность компрессора при конечном давлении 147 бар, л/мин | 1,8 | |||||
Производительность насоса, м3/ч: | ||||||
при работе на слив |
20 | |||||
при напоре 1,47 бар |
10 | |||||
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||||
топлива на номинальной мощности | 400 | 385 2,0 | 324 | 290 | 339 | 335 |
масла на угар | 3 | 2 | 2,7 | 1,5 | 2,4 | 2 |
Масса (сухая), кг | 650 | 630 | 830 | 810 | 675 | |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина L |
1816 | 1835 | 2240 | 2240 | 1935 | |
ширина B |
575 | 573 | 630 | 638 | 630 | |
высота Н |
1160 | 1120 | 1100 | 1100 | 1120 | |
Технические условия | ТУ5.479-4192—73 |
КЛЮИ. 561261. 002ТУ |
ТУ5.479- 4194—73 |
КЛЮИ. 561261. 001 ТУ |
ТУ5.479-4192—73 |
КЛЮИ. 561261. 002ТУ |
Код ОКП | 31 2121 0000; 31 2123 0000 |
* Анрегаты готовятся к серийному производству.
Рис. 14. Дизель-генератор ДГР1А-16
Рис. 15. Дизель-генератор-компрессор-насос ДГПКН-8/1500-1
Рис. 16. Габаритный чертеж дизель-генератора-насоса ДГПН-8/1500-1
Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |