Дизели типа Ч9,5/11

Дизели в двух- и четырехцилиндровом рядном исполнении различных модификаций предназначены для привода генераторов, а также насосов, компрессоров, мельниц и других механизмов. Различаются комплектацией поставки. На рис. 3, 4 представлены поперечный и дольный разрезы двигателя Р4-8, а на рис. 5—8 — габаритные чертежи и внешний некоторых дизелей семейства.

 

Конструкция

 

Блок-картер выполнен литым чугунным со вставными мокрыми чугунными гильзами цилиндров. Блок-картер двухцилиндровых дизелей является монолитной конструкцией туннельного типа. В его поперечных стенках размещаются подшипники коленчатого и распределительного валов. Блок-картер четырехцилиндровых дизелей разъемный, его нижняя часть является поддоном и служит резервуаром для смазочного масла.

 

Головки цилиндров литые чугунные, общие для двух смежных цилиндров. Для каждого цилиндра установлены один впускной и один выпускной клапаны, а также вставка вихревой камеры сгорания. Седла клапанов вставные, выполнены из легированного чугуна.

 

Поршни, штампованные из алюминиевого сплава имеют три компрессионных и одно или два маслосъемных кольца, верхнее компрессионное кольцо хромированное. Поршневые пальцы полые, плавающего типа.

 

Шатуны штампованные двутаврового сечения с косым разъемом кривошипной головки.

 

Коленчатые валы выполнены цельными штампованными из легированной стали, шейки валов закалены током высокой частоты. Коренные подшипники роликовые или подшипники скольжения с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами.

 

Клапаны приводятся толкателями, штангами и коромыслами от распределительного зала, размещенного в блок-картере дизеля. На. распределительном валу двухцилиндровых дизелей расположены также кулачки для привода топливных насосов.

 

Регулятор частоты вращения коленчатого вала однорежимный, центробежного типа. На двухцилиндровых дизелях регулятор размещен в переднем отсеке блок-картера и приводится от шестерни, установленной в распределительном валу. В четырехцилиндровых дизелях регулятор прямого действия с изменяемой степенью неравномерности и упруго присоединенным катарактом устанавливается на топливном насосе.

 

Топливная система включает топливоподкачивающий насос с механизмом ручной подкачки топлива, топливный фильтр, топливный насос высокого давления, форсунки и трубопроводы.

 

Система смазки включает сетчатый фильтр-приемник, шестеренный насос, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, редукционный клапан, дистанционный манометр и термометр, указатель уровня масла.

 

Система охлаждения выполнена комбинированной. Охлаждение гильз цилиндров — термосифонное, головок цилиндров — принудительное, с прокачкой охлаждающей жидкости центробежным насосом. Температура охлаждающей жидкости на выходе из дизеля поддерживается термостатом сильфонного типа.

 

Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром инерционно-масляного типа. Выпуск отработавших газов производится через выхлопной коллектор. Комплектно с каждым дизелем поставляется глушитель. Дизели снабжены устройством, обеспечивающим волновой (инерционный) наддув.

 

Для облегчения пуска дизели имеют декомпрессионное устройство, свечи накаливания или запальники и могут снабжаться предпусковым подогревательным устройством.

 

Некоторые модификации дизелей подготовлены к оборудованию системами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

 

 

Рис. 3. Поперечный разрез дизеля Р4-8

 

Рис. 4. Продольный разрез дизеля Р4-8

 

Рис. 5. Габаритный чертеж дизеля шкивного ДШ-16 (1ДШ-16)

 

Рис. 6. Габаритный чертеж дизеля типа Ч9,5/11

 

Рис. 7. Дизель Р2-8                                            Рис. 8. Дизель силовой ДС-32

 

 

ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ Ч9,5/11

 

Дизели Р2-8 и Р4-8 — это базовые двигатели в минимальной комплектности, предназначенные для комплектования дизель-электрических и других агрегатов. Пуск — электростартерный. По требованию заказчика могут поставляться с предпусковыми подогревателями, работающими на жидком топливе.

 

Дизель ЗР2-8С — двигатель со стойкой радиатора, радиатором, муфтой.

 

Дизель 2Р4-8С — двигатель на раме, с радиатором и муфтой.

 

Дизели ДШ-16, 1ДШ-16 предназначены для привода различных машин и механизмов посредством плоскоременной передачи. Шкив отбора мощности закреплен на маховике. Дизель с радиатором смонтирован на раме; в комплект поставки входит также топливный бак. Пуск двигателя 1ДШ-16 — электростартерный, двигателя ДШ-16 — с помощью заводной рукоятки. Для облегчения пуска во всасывающем тракте встроено факельное устройство. При температурах ниже +8° С пуск производится с предварительным прогревом двигателя подогревательным устройством, смонтированным на подмоторной раме.

 

Силовой дизель ДС-32, предназначенный для привода различных стационарных механизмов, смонтирован на раме, имеет муфту сцепления с валом отбора мощности, радиатор системы охлаждения, топливный бак. Пуск — электростартерный. В комплект поставки входит аккумуляторная батарея с проводами.

 

Со всеми двигателями поставляются также наборы инструментов и приспособлений, а также комплекты запасных частей.

 

Технические характеристики дизелей Ч9,5/11 приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Показатели
2Ч9,5/11 4Ч9,5/11
Р2-8 ЗР2-8С ДШ-16 1ДШ-16 Р4-8 2Р4-8С ДС-32
Номинальная мощность, кВт 13,8 11,8 11,8 27,8 23,5 23,5
Частота вращения, мин-1 1500’ 1500 1500 1500 1500 1500
Среднее эффективное давление, бар 7,1 6,11 6,1 7,1 6,1 6,1
Средняя скорость поршня, м/с 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5
Удельный расход, г/кВт-ч:





топлива на номинальной мощности 254 254 252 252
топлива на стандартной мощности 236 236 236 231 231 231
масла на угар 1,22 1,22 1,22 1,22 1,22 11,22
Назначенный ресурс, тыс. ч:





до переборки 8 8 8 8 8 8
до капитального ремонта 18 18 18 18 18 18
Масса (сухая), кг 260 300 335,37 330 500 505
Габаритные размеры, мм:





длина L 720 720 1000 945 1465 1535
ширина В 525 600 510,7 590 656 696
высота Н 800 900 1000 915 1250 1250
Топливо Дизельное Л-0,2-40, Л-0,5-40 ГОСТ 305—82
Масло М-10Г2 или М-10Г2К ГОСТ 8581—78
Код ОКП 31 2133 1000 31 2123 2000

 

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АГРЕГАТЫ С ДИЗЕЛЯМИ Ч9,5/11

 

Дизель-электрические агрегаты предназначены для питания переменным трехфазным током различных потребителей.

 

Они изготовлены на базе дизелей типа 2Ч9,5/11 и 4Ч9,5/11 и генератора маховичного типа, встроенного в дизель. Агрегаты 38МА2, 1Э8МА2 и Э8МАЗ, Э16МАЗ и 1Э16МАЗ дополнительно снабжены ящиками управления и подогревателем.

 

Дизель-генератор установлен на раме на резиновых амортизаторах вместе с радиатором системы охлаждения.

 

Агрегаты укомплектованы обслуживающими системами, обеспечивающими автоматический под-заряд аккумуляторной батареи, поддержание заданной частоты вращения вала дизеля и напряжения при изменении нагрузки, поддержание температуры охлаждающей жидкости и давления масла, остановку при понижении уровня охлаждающей жидкости в радиаторе.

 

Кроме того, агрегаты Э8МА2 и 1Э8МА2 оборудованы местным и автоматическим управлением пуска и остановки агрегата; агрегаты Э8МАЗ Э16МАЗ и 1Э16МАЗ имеют местное, автоматичес кое или дистанционное управление пуска и остановки агрегата, обеспечивающее контроль за его работой; агрегаты Э81МА2, 1Э8МА2 и Э8МАЗ Э16МАЗ и 1Э16МАЗ оборудованы устройством для автоматического поддержания агрегата в прогретом состоянии.

 

Пуск дизеля осуществляется электростартером Допускается длительная эксплуатация агрегатов на мощности, в 1,1 раза превышающей номинальную, при температуре окружающей среды не более 25° С.
Комплектно с агрегатом поставляются: топлив ный бак с трубкой для соединения его с дизелем, аккумуляторная батарея с проводами, а также набор инструментов и приспособлений, необходи мых для обслуживания, разборки и сборки дизеля и агрегата в целом, и комплект запасных частей.

 

Агрегаты Э8МАЗ, Э16МАЗ и 1Э16МАЗ укомплектованы дополнительной емкостью для масла.

 

Технические характеристики дизель-электрических агрегатов представлены в табл. 3, внешний вид и габаритный чертеж показаны на рис. 9, 10.

 

Таблица 3

 

Показатели Э8МА1 Э8МА2 1Э8МА1 1ЭМА2 1Э8МАЗ Э16МА1 Э16МАЗ 1Э16МАЗ
Обозначение (марка): 2Ч9,5/11 4Ч9,5/14
дизеля (ЗР2-8Р) (ЗР2-8Р2) (ЗР2-8Р) (ЗР2-8Р2, ЗР2-8РЗ) (6Р4-8У2) (6Р4-8РУ2)
генератора 1M 41М20
Мощность номинальная, кВт 8 16
Частота вращения, мин-1 1500 1500
Род тока Переменный, трехфазный Переменный, трехфазный
Напряжение, В 230 400 400
Частота тока, Гц 50 50 50
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 1 2 1 2 и 3 1 3
Удельный расход, г/кВт-ч:
 

 
топлива на номинальной мощности 310 300
масла на угар 1,6 1,6
Назначенный ресурс, тыс. ч:
 

 
до переборки дизеля 8 8
до капитального ремонта 18 18
Масса (сухая), кг 510 530 510 530 600 640
Габаритные размеры, мм:
 

 

 

 

 

 
длина L 1200 1280 1200 1280 1320 1400
ширина В 650 650 650 650 660 660
высота Н 1100 1120 1100 1120 1180 1250
Технические условия ТУ 24.06.429—90 ТУ 24.06.420—88
Код ОКП 31 2133 1000 31 2123 2300

 

 

Рис. 9. Дизель-электрический агрегат Э16МАЗ

 

10. Габаритный чертеж дизель-электрического агрегата с дизелем Ч9,5/11

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (4)
Алекс Лебединск # 13 апреля 2010 в 02:49
Господа!!Добрый день! Убедительная просьба, не отмахиваться от меня!..  как специалисты  к вам вопрос - прошу ответить- 1. Кто производитель этого дизеля.? 2. У меня проблемма в чем- не могу разобраться с причиной заниженного напряжения генератора ( мощность 30 кВт). ( Имеется Дизельгенераторная установка  мощностью 30 кВ., напряжением 400 В., частотой 50Гц.) Генератор Г-05., Двигатель модель 3003 ( Чьё производство непонятно. Челябинск?) (Видимо неисправен корректор напряжения генератора.), но непонятно, почему прибор ( частотомер на щите управления ДГА) показывает 50 Гц только при оборотах в 2800 об.мин., при номинале 1500 об. мин.  А частота  по науке прямо пропорциональна частоте вращения генератора ( ну и двигателя соответственно) ну и естественно жестко связана с количеством полюсов генератора. Генератор возбуждается  без принудительного возбуждения, а с появлением напряжения на выходе генератора.  На обмотке возбуждения при оборотах 1500 об. мин ( номинал) напряжение составляет порядка 20 В. Вопрос- может ли быть причиной сильно заниженной частоты выходного напряжения генератора ( за пределами шкалы частотомера на щите упр.)неисправность корректора напряжения? и почему так сильно занижена частота выходного напряжения генератора?Хотя по идее если есть выходное напряжение- оно должно быть с частотой 50 Гц.?  С уважением Александр. Сергиев Посад. 8-926-255-74-49
петров сергей # 14 мая 2010 в 14:46
ДГ 3003 изготовляется рижским дизелестроительным заводом на базе 8- цилиндрового v-образного
дизеля 8ч9,5/10 и маховичного генератора г05.коленчатый вал и вал генератора общие,жестко соеденены.
ротор генератора является маховиком дизеля.мощность 30 квт ,частота 50гц, напряжение 400в.автоматизирован для работы без обслуживающего персонала.обороты 1500 об./мин.
Владимир Поблагуев # 7 ноября 2010 в 05:05
Прошу везде по тексту исправить опечатку - Рижский дизелестроительный завод с 1951 года выпускал дизели 2ч-8,5/11 и 4ч-8,5/11 и дизель-электрические станции на их базе. После реконструкции завода, с 1984 года стали параллельно выпускать дизельгенераторы "Неман" на базе дизелей размерностью ч-9,5/10 (мощностью 8,16 и 30 кВт).
Marsel Yusup # 3 февраля 2011 в 15:29
Господа! На вас одна надежда!  Есть у меня электростанция серии 3001 на базе Ч-9,5/10 (восемь цилиндров, 30 квт). Рижский дизель

Станция с наработкой 27 часов. Но частично разукомплектован.

Огромная просьба! Может кто нибудь сможет найти подробное описание и (или)инструкцию,формуляр,руководство по ремонту, в общем хоть что? Причем с электрической частью проблем нет, смею считать себя профессионалом, а вот с двигателем...,уж очень он специфический, с наворотами. С тракторными дизелями справляюсь. Готов оплатить услуги. Мой тел. 8-9018110992. E-mail  Yusupov-marsel@mail.ru ;  

  Заранее благодарен за любую помощь.

                        Марсель Юсуп,  г.Уфа, республика Башкортостан.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев