Дизели типа ЧН16/17
Дизели ЧН16/17 предназначены для использований в качестве главных судовых двигателей.
Общий вид дизеля 42ЧНСП16/17 показан на рис. 58, поле допустимых нагрузок — рис. 59. Поперечный разрез дизеля М-503А приведен на рис. 60.
Рис. 58. Общий вид дизеля 56ЧНСП16/17 (М-504)
Рис. 59. Поле допустимых нагрузок дизелей 42ЧНСП16/17 (а) и 56ЧНСП16/17 (б):
1 — верхняя ограничительная характеристика; 2 — нижняя ограничительная характеристика
Рис. 60. Поперечный разрез дизеля 42ЧНСП16/17
Конструкция
Картер дизеля туннельного типа представляет собой стальную секционную конструкцию, состоящую из шести секций для дизелей 42ЧНСП16/17 и из восьми секций для дизелей 56ЧНСП16/17, скрепленных между собой болтами. На картере монтируются семь блоков, расположенных звездообразно с углом развала 51°25ЧЗ", верхний блок расположен вертикально.
К переднему фланцу картера крепится переходник, в котором размещены передача на механизм газораспределения, а также топливные насосы и механизм автоматического изменения угла опережения впрыска топлива. К переходнику монтируется корпус нагнетателя, в котором размещены передачи к турбокомпрессору и приводы к насосам пресной воды, к регулятору скорости, к нагнетательному масляному и топливному насосам.
Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава, при этом рубашка отлита совместно с головкой цилиндра (моноблок).
В головке цилиндров имеется по два впускных и выпускных клапана, по одной форсунке и по одному пусковому клапану на каждый цилиндр. В головки впрессованы и завальцованы бронзовые седла клапанов.
В блок запрессованы охлаждаемые гильзы цилиндров, уплотняемые в нижней части резиновым пакетом. Блоки цилиндров крепятся к картеру при помощи силовых шпилек, ввернутых в поперечные перегородки секций картера.
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, имеют два компрессионных и два или три маслосъемных кольца. Поршневой палец полый, плавающего типа.
Шатунный механизм каждой звезды состоит из разъемного главного и шести прицепных шатунов.
Коленчатый вал из легированной стали имеет шесть или восемь кривошипных шеек, непосредственно переходящих в развитые опоры под роли-ковые подшипники. Опоры одновременно являются щеками коленчатого вала. Коленчатый вал укладывается в картере на роликовых подшипниках, один из которых фиксирует вал в осевом направлении.
Механизм газораспределения каждого блока имеет собственный распределительный вал, кулачки которого посредством коромысел воздействуют на впускные и выпускные клапаны. Распределительный вал и коромысла расположены в «блок-насосе», который крепится на верхнем торце блока. Привод валов осуществляется от коленчатого вала через вертикальную передачу при помощи конических и цилиндрических шестерен.
Регулятор скорости всережимный, непрямого действия.
Топливная система состоит из отдельно стоящего фильтра грубой очистки, топливоподкачивающе-го шестеренчатого насоса, сдвоенного фильтра тонкой очистки, насосов высокого давления и форсунок закрытого типа. Одноплунжерные топливные насосы высокого давления смонтированы в корпусе «блок-насосов» и приводятся от распределительного вала. Камера сгорания открытая с непосредственным впрыском топлива.
Система смазки — циркуляционная под давлением с «сухим» картером. В нее входят шестеренчатый маслонагнетающий насос, сетчатый фильтр, сливной коллектор, маслоотстойник, насосы, откачивающие масло из двух нижних блоков в маслоотстойник реверсивной муфты, и основной мас-лооткачивающий насос.
Система охлаждения — двухконтурная с водо-водяным охладителем. Моноблоки, выхлопные коллекторы, газопроводы и газосборник дизеля охлаждаются пресной водой с добавлением хромпика; отдельно стоящие масляный и водяной холодильники, судовой газовыхлоп и водовоздушные радиаторы охлаждения наддувочного воздуха охлаждаются забортной водой с использованием динамического напора от хода судна. Система охлаждения дизеля пресной водой — закрытая, с избыточным давлением на входе в насос. Дизель имеет два центробежных насоса пресной воды и самовсасывающий насос забортной воды. На дизеле М-503Б установлен центробежный насос забортной воды.
Наддув дизеля производится турбокомпрессором, состоящим из одноступенчатого центробежного компрессора, одноступенчатой осевой турбины и привода, осуществляющего механическую связь через гидромуфты между ротором турбокомпрессора и коленчатым валом.
Пуск дизеля производится сжатым воздухом.
Дизели снабжаются реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована1 в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается одноступенчатый или двухступенчатый редуктор.
Дизели с одноступенчатым редуктором имеют встроенный упорный подшипник для восприятия осевого давления от гребного винта.
Дизели с двухступенчатым редуктором имеют динамометр, позволяющий производить текущий замер крутящего момента, развиваемого дизелем.
Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля.
К дизелю подключаются приборы для замера температуры и давления масла, воды, топлива, выхлопных газов, давления воздуха, управления реверсивной муфтой.
На судовой фундамент дизели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами.
Дизели могут выпускаться как правого, так и левого вращения в общепромышленном, экспортном и тропическом исполнениях.
Дизель М507А-2 состоит из двух дизелей («отсеков») 56ЧН16/17, объединяемых главной передачей. Отбор мощности производится от фланца главной передачи. Главная передача обеспечивает работу одновременно обоих отсеков на общий вал отбора мощности или работу одного отсека на вал, а другой при этом может быть отключен. В корпусе главной передачи смонтирован механизм реверса и редуктор, понижающий частоту вращения выходного вала.
На корпусе главной передачи установлен главный регулятор, управляющий работой обоих отсеков при их совместной работе на выходной вал.
Габаритный чертеж дизелей ЧНСП16/17 приведен на рис. 61, технические характеристики дизелей — в табл. 27.
Рис. 61. Габаритный чертеж дизелей типа 42ЧНСП16/17 и 56ЧНСП16/17
Таблица 27
до первой переборки полный длина L ширина В высота Н
Показатели
42ЧНСП16/17
56ЧНСП16/17
2Х56ЧНСП16/17
М503А
М503Б
мзозв
512B
М504А
М504Б
М520
М507А-2
Полная (номинальная) мощность, кВт
2425 (номинальная)
1840
2425
12205
3493
3676
3960 (максимальная)
7355
Частота вращения, мин-1
12000
1780
2000
1800
1950
2000
2000
2000
Среднее эффективное давление, бар
10,1
8,6
10,1
10,3
11,2
11,5
12,4
11,5
Средняя скорость поршня, м/с
11,3
10,1
11,3
10,2
11
11,3
11,3
11,3
Стандартный удельный расход топлива, г/кВт-ч
211
204
204
210
211
210
213
213
Передаточное число редуктора
0,51
0,18
0,27
0,51
0,27
0,51
0,51
0,31
Назначенный ресурс, тыс. ч:
1
3,5—4,0
3,5—4,0
4
2,5—3,5
2,5—4,0
1,5
6
2,5
До 10,0
До 10,0
10
До 10,0
До 10,0
4,5
—
Масса (сухая) с РРП, кг
5400
5600
5600
6120
7500
7250
7250
17100
Удельная масса, кг/ кВт
2,23
3,04
2,23
2,77
2,15
1,97
1,83
2,32
Габаритные размеры, мм:
3700
3900
3900
3960
4650
4400
4400
7000
1555
1555
1555
1645
1680
1675
1675
1820
1560
1560
1560
1640
1655
1655
165*5
2495
Топливо
Дизельное Л-0,2-61 и Л-0,5-61 ГОСТ 305—82
Масло
М20В2Ф ГОСТ 12337—84
Технические условия
ТУ 24-6-5411—74
ТУ 24-6-5410— 76
ТУ 24-06-5438—59
ТУ24.06. 5417—81
Код ОКП
31 2215 2600
31 2215 2200
31 2215 2800
31 2215 0000
31 2215 4600
31 2215 6400
31 2215 0000
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. |
|||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU. При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |