Дизели 6Ч12/14 И 6ЧН12/14
Дизели 6Ч12/14 и 6ЧН12/14 предназначены для использования в качестве главных судовых двигателей для привода гребных винтов, водометных движителей, для привода судовых и стационарных генераторов постоянного и переменного тока, а также экскаваторов, шпалоподбивочных машин, насосов, лебедок и других механизмов в стационарных и передвижных объектах. Общий вид одной из модификаций представлен на рис. 24, поперечный и продольный разрезы дизеля — на рис. 25 и 26.
Рис. 24. Дизель К-470М2
Конструкция
Блок цилиндров литой чугунный, имеет шесть вставных втулок цилиндров, отлитых из специального чугуна с повышенной твердостью рабочих поверхностей. Наружные поверхности втулок, омываемые водой, хромированы. К нижней части блока крепится поддон, который служит резервуаром для смазочного масла.
Крышки цилиндров отлиты из чугуна (на два цилиндра одна крышка). Каждая крышка крепится к блоку цилиндров шестью силовыми шпильками. Стык крышки с блоком цилиндров уплотняется железоасбестовой прокладкой, окантованной белой жестью. В крышке для каждого цилиндра размещены впускной и выпускной клапаны и форсунка. На дизелях с системой пуска сжатым воздухом в крышке установлены также и пусковые клапаны.
Поршень штампованный из алюминиевого сплава. Поршневые кольца изготовляются из специального чугуна, верхнее компрессионное кольцо хромированное.
Шатуны стальные штампованные, двутаврового сечения, с прямым разъемом кривошипной головки. Для смазки поршневого пальца в стержне шатуна просверлено осевое отверстие.
Коленчатый вал цельный штампованный из стали. Шейки вала закалены токами высокой частоты.
Вкладыши шатуна и коленчатого вала — биметаллические, взаимозаменяемые.
Газораспределительные клапаны приводятся через толкатели, штанги и коромысла от распределительного вала, размещенного в блоке цилиндров.
Регулятор P-11M обеспечивает разность частоты вращения при холостом ходе и при номинальной нагрузке в пределах 30±5 мин-1. Колебание (неравномерность) частоты вращения на любом установившемся режиме находится в пределах ±8 мин-1. Регулятор допускает изменение наклона характеристики без остановки дизеля. При внезапном изменении нагрузки от полной до холостого хода (или наоборот) частота вращения дизеля изменяется не более чем на 6 % (90 мин-1) по отношению к частоте вращения предшествующего режима.
Регулятор топливного насоса дизеля 6ЧСП12/14 отличается от регулятора, устанавливаемого на дизеле для привода-генератора, тем, что задняя крышка регулятора выполнена с быстродействующей рукояткой для изменения частоты вращения. Кроме того, на регуляторе отсутствуют катаракт и дополнительная рукоятка выключения рейки, дополнительная пружина регулятора жестко закреплена в одном положении, чем обеспечивается постоянная степень неравномерности в пределах 5-7%.
На кожухе маховика размещено валоповоротное устройство. Отбор основной мощности от дизеля осуществляется со стороны маховика при помощи эластичной муфты с резиновыми элементами — амортизаторами.
Муфта отбора мощности с переднего торца дизеля предназначена для привода судовых механизмов.
Муфтой сцепления оборудуют дизели, предназначенные для привода водометных движителей судов, различного вида насосов и других механизмов. Для дизелей без наддува муфты сцепления выпускают с крутящим моментом 390 Н*м, а для дизелей с наддувом — 690 Н*м.
Топливная система дизеля состоит из фильтра грубой очистки топлива, подкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, топливного насоса с регулятором, форсунок, трубопроводов высокого и низкого давления, трубопровода слива топлива из насоса, форсунок и трубопровода слива топлива в расходный бак.
Система смазки циркуляционная, под давлением, с «мокрым» картером. Главными элементами системы являются: масляный насос, фильтр-холодильник, центрифуга, маслопроводы, маслосборник (поддон дизеля) и контрольные приборы — манометр и термометр. На дизеле устанавливается маслоподкачивающий насос, служащий для прокачки дизеля маслом перед пуском. На дизелях с водовоздушной системой охлаждения вместо фильтра-холодильника устанавливается масляный фильтр, для охлаждения масла служит масляный радиатор.
Дизели в судовом исполнении оборудуются двухконтурной водо-водяной системой охлаждения, состоящей из замкнутого контура пресной воды и незамкнутого контура заборной воды. Дизели стационарного и транспортного исполнения оборудуются водовоздушнои системой охлаждения с радиатором.
Пуск дизелей осуществляется электростартером. Перед пуском производится прокачка дизеля маслом. Система электрического пуска дизеля состоит из стартера, аккумуляторных батарей, воздухоподогревателя, кнопки включения стартера, кнопки прокачки.
Система электрического пуска дизеля двухпроводная, а для К-272МЗ и К-270МЗ однопроводная. Рабочее напряжение 24 В. Электрооборудование дизелей экранировано для защиты от помех радиоприему. Система электрооборудования дизеля допускает питание посторонних потребителей электрического тока мощностью не более 0,5 кВт при работающем зарядном генераторе.
Приборы контроля размещены на щите приборов, установленном на кожухе маховика: термометры для контроля температуры охлаждающей жидкости и масла; манометры для контроля давления масла в системе смазки и забортной воды; вольтамперметр для контроля напряжения и силы тока в цепях заряда аккумуляторных батарей; измеритель тахометра (датчик установлен на приводе топливного насоса), выключатель шунтовой обмотки зарядного генератора.
Дизели и дизель-генераторы поставляются комплектно с контрольно-измерительными приборами, комплектом запасных частей, инструмента и приспособлений.
Дизели могут поставляться в общепромышленном, экспортном и экспортно-тропическом исполнениях.
Рис. 25. Поперечный разрез дизеля 6ЧН12/14 (К-171МЗ)
Рис. 26. Продольный разрез дизеля 6ЧН12/14 (К-171МЗ)
ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИИ 6Ч12/14 И 6ЧН12/14
Дизели 6Ч12/14 и 6ЧН12/14 применяются для работы в качестве главных судовых на катерах и баржах, а также для привода генераторов постоянного и переменного тока, водометных движителей, лебедок, различного рода насосных установок в судовых, стационарных и передвижных условиях.
В зависимости от назначения модификации дизели имеют конструктивные отличия по приводу отбора мощности, степени автоматизации, системам охлаждения, расположению поста управления, системам пуска, регуляторам частоты вращения; различаются они также по мощности, массогаба-ритным показателям и назначенным ресурсам.
Все дизели комплектуются унифицированными узлами топливной аппаратуры, а дизели с наддувом — единым турбокомпрессором ТКР-П и охладителем наддувочного воздуха. Впускной тракт выполнен с воздушным фильтром или шумоглушителем. Комплектно с дизелем поставляется глушитель.
Дизель К-470МЗ — судовой вспомогательный, с аварийно-предупредительной сигнализацией. Отбор мощности производится через эластичную муфту. Дизель К-970МЗ отличается от модели К-470МЗ левым расположением поста управления.
Модификации дизелей, предназначенные для работы в составе стационарных и передвижных установок, различаются в основном уровнем форсиров-ки и степенью автоматизации. Модели К-858МЗ и К-763МЗ оборудованы электровентиляторами.
Дизель К-664МЗ отличается фланцевым креплением генератора к кожуху маховика;его модификации А1 и А2 предназначены для автоматизации по 1-й и 2-й степени соответственно, так же как и дизели К-858МЗА1 и К-858МЗА2. Дизель К-264МЗ имеет муфту сцепления с ручным управлением для основного отбора мощности.
Главные судовые двигатели К-161МЗ и К-166МЗ комплектуются реверс-редукторами или фрикционными муфтами сцепления с дистанционным гидравлическим или ручным управлением, муфтами отбора мощности и трюмными насосами. В системе электрооборудования предусмотрен сетевой фильтр для снижения помех радиоприему.
Основные технические данные и габариты судовых дизелей приведены в табл. 14, 15 и на рис. 27, стационарных — в табл. 16 и на рис. 28.
Таблица 14
Показатели | Главные судовые дизели | ||
К-161МЗ-1 (6Ч12/14) |
К-161МЗ-2 (6ЧСП12/14) |
К-166МЗ-2 (6ЧСПН12/14) |
|
Мощность номинальная, кВт | 66,2 | 66,2 | 110 |
Частота вращения, мин-1 | 1550 | 1550 | 1500 |
Среднее эффективное давление, бар | 5,45 | 5,45 | 9,3 |
Средняя скорость поршня, м/с | 7,2 | 7,2 | 7 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||
топлива при номинальной мощности |
244 | 244 | 228 |
масла на угар |
1,63 | 1,63 | 1,64 |
Тип передачи | Фрикционная муфта сцепления |
РРП-40-2 (РРП-40-3) |
РРП-70-2 (РРП-70-3) |
Передаточное число реверс-редуктора: | |||
на переднем ходу |
— | 2,04(3,04) | 2,08(3,08) |
на заднем ходу |
— | 1,92(2,96) | 2,08(3,08) |
Система пуска | Электростартером и сжатым воздухом | ||
Габаритные размеры, мм: | |||
длина L |
1932 | 2132 | 2270 |
ширина В |
787 | 787 | 820 |
высота Н |
1270 | 1206 | 1410 |
Масса (сухая), кг | 1200 | 1330 | 1650 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||
до первой переборки |
8 | 8 | 6 |
до капитального ремонта |
20 | 20 | 16 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | ||
Масло | М-10В2, М-10В2С ГОСТ 12337—84 | ||
Технические условия | ТУ 24.06.6708—84 | ТУ 24-6-6711—76 | |
Код ОКП | 31 2117 2300 | 31 2117 4400 |
Таблица 15
Показатели | Вспомогательные судовые дизели | |||
6Ч12/14 | 6ЧН12/14 | |||
К-470М3 К-457М3 |
К-958М3 К-970М3 |
К-171М3 К-471М3 |
К-164М3 | |
Мощность, кВт | 59 | 59 | 84,6 | 110 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Среднее эффективное давление, бар | 4,95 | 4,95 | 7,12 | 9,28 |
Средняя скорость поршня, м/с | 7 | 7 | 7 | 7 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||
топлива при номинальной мощности |
234 | 234 | 234 | 228 |
масла на угар |
1,64 | 1,64 | 1,64 | 1,64 |
Система пуска | Электостартером и сжатым воздухом | |||
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина L |
1795 | 1740 | 1860 | 1850 |
ширина В |
787 | 805 | 805 | 820 |
высота Н |
1270 | 1307 | 1307 | 1340 |
Масса (сухая) кг | 1080 | 1130 | 1215 | 1250 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||
до первой переборки |
8 | 8 | 7 | 6 |
до капитального ремонта |
20 | 20 | 18 | 16 |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | |||
Масло | М-10В2, М-10В2С ГОСТ 12337—84 | |||
Технические условия | ТУ24-6-6702-74 | ТУ 24-6-6710—76 | ||
Код ОКП | 31 2137 1300 | 31 2137 1400 | 31 2137 5200 | 31 2137 8500 |
Таблица 16
Показатели | Стационарные дизели 6Ч12/14, 6ЧН12/14 | ||||
К-664М3А1 К-664М3А2 | К-858М3А1 К-858М3А2 | К-264МЗ | К-270МЗ/1 | К-270МЗ/2 | |
Назначение | Привод генераторов | Привод насосов, компрессоров и т. п | |||
Мощность номинальная, кВт | 59 | 59 | 103 | 88 | |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | |
Среднее эффективное давление, бар | 4,95 | 4,95 | 8,41 | 7,18 | |
Средняя скорость поршня, м/с | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||||
топлива при номинальной мощности |
234 | 239 | 239 | 239 | |
масла на угар |
1,64 | 1,64 | 1,64 | 11,64 | |
Габаритные размеры, мм: | |||||
длина L |
1781 | 1766 | 2270 | 2270 | |
ширина В |
790 | 804 | 990 | 990 | |
высота Н |
1322 | 1254 | 1435 | 1440 | |
Масса (сухая), кг | 1130 | 1075 | 1405 | 1600 | |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||||
по первой переборки |
8 | 8 | 6 | 8 | |
до капитального ремонта |
20 | 20 | 16 | 20 | |
Топливо | Дизельное ГОСТ 305—82 | ||||
Масло | М-10В2, М-10В2С ГОСТ 12337—84 | ||||
Технические условия | ТУ24.06.040—83 | ТУ24.06-041—83 | ТУ24-6- 032—74 |
ТУ24.06.058—85 | |
Код ОКП | 31 2137 2300 | 31 2137 1700 | 31 2137 2800 | 31 2137 7700 | 31 2137 7300 |
Рис. 27. Габаритный чертеж дизеля 6ЧСПН12/14
Рис. 28. Габаритный чертеж дизеля 6ЧН12/14 (К-270МЗ)
ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ С ДИЗЕЛЯМИ 6Ч12/14 И 6ЧН12/14
Дизель-генераторы, выпускаемые на базе дизелей 6Ч12/14 и 6ЧН12/14, предназначены для использования в качестве автономного основного, резервного или аварийного источника электропитания переменным трехфазным или постоянным током силовых и осветительных установок судов, передвижных и стационарных объектов. Дизель и генератор смонтированы на общей раме.
В табл. 17—18 приведены технические показатели дизель-генераторов различных типов и назначений, на рис. 29, 30, 31 — общий вид одного из дизель-генераторов и габаритные чертежи.
Таблица 17
Показатели | Судовые дизель-генераторы | ||||
ДГР50МЗ/1500 (ДГР50МЗ/1500-1) | ДГА50МЗ-9 (ДГА50МЗ-9Р) | ДТ50МЗ-1 | ДГР75МЗ/1500 | ДГР75МЗ/1500-1 | |
Обозначение (марка): | |||||
дизеля |
К-457МЗ или К-958МЗ (К-470МЗ или К-970МЗ) |
К-462МЗ (К-268МЗ) |
К-958МЗ | К-571М | К-Ч71М2 |
генератора |
МСК-83-4 или МСС-83-4 | ПМ910М-5 | ГП4-75/400-М-101 | МСК-91-4 | |
Мощность номинальная, кВт | 50 | 50 | 75 | 75 | |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | |
Род тока | Переменный трехфазный | Постоянный | Переменный | трехфазный | |
Частота тока, Гц | 50 | — | 400 | 50 | |
Напряжение, В | 230 или 400 | 115 или 230 | 230 | 230 или 400 | |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||||
топлива на номинальном режиме |
269 | 275 | 272 | 266 | |
масла на угар . |
2 | 2 | 1,9 | 1,9 | |
Назначенный ресурс (срок службы), тыс. ч (лет): | |||||
до первой переборки |
8 | 8(3) | 8 | 7 | 7 |
до капитального ремонта |
20 | 20 (8) | 20 | 18 | 18 |
Масса (сухая), кг | 1950 | 1920 (2100) | 2100 | 2300 | 2200 |
Габаритные размеры, мм: | |||||
длина L |
2430(2380) | 2485 (3370) | 2728 | 2565 | 2700 |
ширина В |
907 | 907 (787) | 787 | 820 | 820 |
высота Н |
1458 | 1440 (1550) | 1458 | 1600 | 1515 |
Технические условия | ТУ24-6-9513—75 (ТУ24-6-9512—75) | ТУ24-6-356—76 (ТУ24-6-9515—76) | ТУ24-6-9506—74 | ТУ24-6-9511—75 | ТУ24-6-9514—76 |
Код ОКП | 31 2127 5400 31 2127 7400 | 31 2127 4300 31 2127 4600 | 31 2127 5100 | 31 2127 7800 | 31 2127 7400 |
Таблица 18
Показатели | Стационарные дизель-генераторы | |||||||
ДГ42М2 | ДГА-2-48М2 ДГА-3-48М2 | ДГМА-48МЗ | ДГМА-50МЗ-3 | ДГ75МЗ-3 | ДГМА-75МЗ | ДГМА-75МЗ-3 | ДГМА- 100МЗ-3 |
|
Обозначение (марка): | ||||||||
дизеля |
К-259М2/1 | К657М2 | К-159МЗ | К-159МЗ | К-661МЗ | К-461МЗ | К-763МЗ | К-169МЗ |
генератора |
ЕСС5-92-6Т2 | ЕСС-91-4У2 | ЕСС-91-4У2 | ЕСС5-91-4У2 | ЕСС5-93-4У2 | ЕСС5В-93-4У2 | ЕСС5-93-4У2 | ГСФ-100БК |
Мощность номинальная, кВт | 44 | 50 | 50 | 50 | 72 | 75 | 75 | 95 |
Частота вращения, мин-1 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Род тока | Переменный трехфазный | |||||||
Частота тока, Гц | 60 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Напряжение, В | 230 | 400 | 230 или 400 | 400 | 230 или 400 | 400 | 400 | 400 |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | — | 2,3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||||||
топлива на номинальной мощности |
263 | 263 | 255,5 | 258 | 258 | 251 | 251 | 252,5 |
масла на угар |
2,2 | 2 | 1,6 | 1,56 | 1,53 | 1,47 | 1,46 | 1,57 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||||||
до переборки |
8 | 8 | 9 | 9 | 5,0 | 6 | 7,5 | 7,5 |
до капитального ремонта |
20 | 20 | 22 | — | 15 | 14 | — | — |
Масса (сухая), кг | 1960 | 1975 | 1920 | 1650 | 2090 | 1874 | 1780 | 2270 |
Габаритные размеры, мм | ||||||||
длина L |
3390 | 3680 | 3395 | 2515 | 2760 | 2515 | 2520 | 2645 |
ширина В |
785 | 800 | 790 | 810 | 990 | 790 | 925 | 925 |
высота Н |
1455 | 1510 | 1540 | 1540 | 1620 | 1300 | 1475 | 1620 |
Технические условия | ТУ24-6-336—75 | ТУ24-6-321—76 | ТУ24.06.426—90 | ТУ24.06. 431—91 | ТУ24.06.426—90 | |||
Код ОКП | 31 2127 1700 | 31 2127 2800 | 31 2127 2800 | 31 2127 42001 | 31 2127 6300 | 31 2127 6500 | 31 2127 7900 | 31 212 8500 |
Рис. 29. Дизель-генератор ДГА-2-48МЗ
Рис. 30. Габаритный чертеж судового дизель-генератора ДГР50МЗ/1500
Рис. 31. Габаритный чертеж стационарного дизель-генератора ДГМА-100МЗ-2
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. |
|||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU. При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |