Дизели типа ЧН21/21 (ДМ-21)

Дизели ЧН21/21 (ДМ-21) используются на карьерных автосамосвалах большой грузоподъемности и в передвижных и стационарных электростанциях.


Дизели четырехтактные, тронковые, с V-об-разным (под углом 90°) расположением цилиндров, с газотурбинным наддувом. Продольный и поперечный разрезы дизеля ДМ-21А показаны на рис. 43, 44.


Конструкция


Блок-картер V-образной формы отлит из чугуна. В гнездах поперечных перегородок блок-картера расположены постели коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников стальные, закреплены двумя шпильками и для увеличения поперечной жесткости блок-картера стянуты с ним болтами, с этой же целью торцовые стенки блок-картера выполнены закрытыми. Коренные вкладыши биметаллические со стальной основой и антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. Рабочая поверхность вкладышей покрыта приработочным, трехкомпонентным покрытием. Первый от маховика подшипник — упорный.. На боковых стенках блок-картера выполнены лючки для монтажа шатунов и осмотра состояния зеркала цилиндра. С правой стороны на крышке люка установлен предохранительный клапан, а с левой — суфлеры. В развале блок-картера установлен топливный насос высокого давления. В верхней части блок-картера (в развале) выполнены расточки под подшипники распределительного вала и для осей нижних рычагов механизма газораспределения. На переднем торце установлена агрегатная коробка, на которой установлены масляные, водяные и топливоподкачивающий насос, на заднем — кожух маховика. Снизу блок-картер закрыт поддоном, являющимся маслосборником.


В верхней части блок-картера в расточках под углом 90° размещены втулки цилиндров из специального чугуна. Наружные поверхности втулок, смываемые водой, хромированы, а на внутреннюю, рабочую поверхность нанесен маслоудерживающий микрорельеф. Уплотнение водяной полости втулки цилиндра в верхней части достигается притиркой ее бурта, внизу — двумя резиновыми кольцами. В верхнем, опорном бурте выполнены отверстия для перепуска охлаждающей жидкости в головку.

Головки цилиндров отдельные на каждый цилиндр отлиты из алюминиевого сплава и крепятся к блок-картеру шпильками. Уплотнение между втулкой цилиндра и головкой осуществляется биметаллической прокладкой. В головке размещены: форсунка, два впускных и два выпускных клапана.


Поршень составной, охлаждаемый, состоит из стальной жаропрочной головки и алюминиевого тронка, скрепленных четырьмя шпильками. На поршне установлены два компрессионных кольца прямоугольного сечения, одно уплотнительное — конусное и одно маслосъемное коробчатого сечения с пружинным экспандером. Все кольца чугунные и по наружному диаметру покрыты хромом и приработочным антикоррозионным покрытием.


Наружная поверхность тронка покрыта про-тивозадирным составом. Поршневой палец плавающего типа из легированной стали, полый.


Шатун штампованный из легированной стали. Стержень шатуна двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка со стальной основой и антифрикционным слоем свинцовистой бронзы. Нижняя головка разъемная со стальными вкладышами, залитыми свинцовистой бронзой и покрытыми приработочным трехкомпонентным покрытием.


Коленчатый вал штампованный из легированной стали. Для увеличения износостойкости и усталостной прочности вал азотирован. На переднем конце вала установлена шестерня привода агрегата, а на заднем — маховик с зубчатым венцом для стартерного запуска и полумуфта отбора мощности.


Газораспределительные клапаны приводятся через толкатели, штанги, коромысла и траверсу от распределительного вала (одного на оба ряда цилиндров), расположенного в блок-картере, в развале.


Наддув дизеля осуществляется турбокомпрессором. Системы охлаждения и смазки турбокомпрессора включены в соответствующие системы дизеля. Применяется охлаждение наддувочного воздуха. Выпускные коллекторы с водяным охлаждением.


Топливная система состоит из топливоподкачи-вающего насоса, фильтра тонкой очистки, воздухоотделителя, насоса высокого давления, форсунок и трубопроводов.


Система смазки состоит из маслозакачивающего и маслооткачивающего насосов, полнопоточных масляных фильтров, центробежного маслоочисти-теля, маслоперекачивающего шестеренчатого насоса с приводом от электродвигателя, трубопроводов и клапанов.


Система охлаждения жидкостная, принудительная, двухконтурная, (контур охлаждения наддувочного воздуха и контур охлаждения дизеля и турбокомпрессора). В систему охлаждения входят: насос системы охлаждения дизеля и турбокомпрессора, насос системы охлаждения наддувочного воздуха, охладители наддувочного воздуха и трубопроводы.

 

Пуск дизеля осуществляется электростартером.

 

Дизели имеют систему защиты и аварийной сигнализации, которая действует в случае:

падения давления масла (сигнализация и защита);

перегрева масла (сигнализация); перегрева охлаждающей жидкости (сигнализация) ;

повышения частоты вращения коленчатого вала сверх допустимой (защита);

чрезмерного уменьшения уровня охлаждающей жидкости (сигнализация);

засорения фильтрующих элементов маслофильтров (сигнализация).

 

Рис. 44. Продольный разрез дизеля ДМ-21А

 

Рис. 44. Поперечный разрез дизеля ДМ-21А

 

ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ ЧН21/21 И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ


Дизель 8ЧН21/21 (8ДМ-21АЭ) предназначен для привода генераторов сварочных агрегатов магистральных трубопроводов.

 

Техническая характеристика
Мощность полная, кВт 1176
Частота вращения, мин-1 1500
Среднее эффективное давление, бар 16,5
Средняя скорость поршня, м/с 10,5
Удельный расход, г/кВт-ч:

топлива:


на полной мощности

208

стандартный

199

масла на угар

1,1
Назначенный ресурс, тыс. ч:

до переборки

9

до капитального ремонта

25
Масса (сухая), кг 6250
Габаритные размеры, мм:

длина L

2660

ширина В

1495

высота Н

1960
Топливо Дизельное ГОСТ 305—82
Масло Моторное М-14В2 ГОСТ 12337—84
Технические условия ТУ 108.1357—86
Код ОКП 31 2336 5200


Дизель-генераторы с дизелями ЧН21/21 (ДМ-21А) применяются в качестве силовой установки карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности. Технические характеристики этих дизель-генераторов приведены в табл. 24. Общие виды дизель-генераторов ДГ-600АМ и ДГ-800ВМ показаны на рис. 45 и 46.

 

Таблица 24

Показатели ДГ-600АМ ДГ-600БМФ ДГ-800ВМ ДГ-1300БМ
Обозначение (марка): 6ЧН21/21 8Ч21/21 12ЧН21/21

дизеля

(6ДМ-21АМ) (6ДМ-21АФ) (8ДМ-21АМ) (12ДМ-21АМ)

генератора

ГПА-600 ГПА-600 ГПА-600В БГС-1300
Мощность номинальная, кВт 630 630 630 1250
Мощность полная дизеля, кВт 809 956 1029 1765
Частота вращения, мин-1 1500
Среднее эффективное давление, бар 14,8 17,5 14,4 16,1
Средняя скорость поршня, м/с 10,5
Удельный расход, г/кВт-ч:
 

 

 

 

топлива:


 

 

 

 

на номинальной мощности

208 206 208 211

при стандартной мощности дизеля

197 194 198 199

масла на угар:


 

 

 

 

на номинальной мощности

1,1 1,1 1,1 1,1

при стандартной мощности дизеля

1 1 1 1
Род тока Постоянный Переменный
Частота тока, Гц 50
Напряжение, В 650 650 650 600
Степень автоматизации по ГОСТ 14288—80 1 1 1 1
Назначенный ресурс, тыс. ч:
 

 

 

 

до переборки дизеля

9 8 9 8

до капитального ремонта

25 21 25 21
Габаритные размеры, мм:
 

 

 

 

длина L

3620 3620 4085 5445

ширина В

1600 1600 1600 1720

высота Н

2050 2050 2155 2300
Масса сухая, кг 9460 8860 10000 14600
Технические условия ТУ108.1479—89 ТУ24.03.1528—89 ТУ24.03.1529—89 ТУ24.03.1566—89
Код ОКП 31 23’26 4500 31 2326 4700 31 2326 5100 31 2326 6400

 


Рис. 45. Дизель-генератор ДГ-600АМ

 

Рис. 46. Дизель-генератор ДГ-800ВМ

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий