Дизели типа ДН23/30

Дизели ДН23/30 в 12- и 16-цилиндровом исполнении применяются для привода генераторов постоянного и переменного тока на тепловозах и в судовых установках. Дизели имеют V-образное расположение цилиндров с углом развала 45°. Поперечный разрез дизеля показан на рис. 84.


Дизель и генератор установлены на общей раме, габаритный чертеж дизель-генератора приведен на рис. 85.

 

Рис. 84. Поперечный разрез дизеля 14Д40У2

 

Рис. 85 Габаритный чертёж дизель-генератора с дизелем ДН23/30

 


Конструкция


Дизель установлен на раме, которая имеет поддон, служащий резервуаром для циркуляционного масла.


Блок-картер выполняется сварным. Снизу к нему болтами крепятся подвески коренных подшипников коленчатого вала. Вкладыши коренных подшипников стальные тонкостенные с антифрикционной заливкой свинцовистой бронзой.


Втулка цилиндра литая чугунная. Газовый стык между втулкой и крышкой уплотняется стальной омедненной прокладкой. Водяная и воздушная полости между блоком и втулкой цилиндра уплотняются кольцами из теплостойкой резины.


Крышка цилиндра составная: днище литое из высокопрочного чугуна, верхняя часть из алюминиевого сплава. В крышке расположены четыре выпускных клапана, форсунка и индикаторный кран. Дизели с воздушным пуском имеют на крышках цилиндров одного ряда индикаторные краны с пусковыми клапанами.


Поршень составной, охлаждаемый маслом. На поршне установлены четыре компрессионных и два маслосъемных кольца. Внутри поршня располагается алюминиевая вставка. Поршневой палец плавающего типа.


Главный и прицепной шатуны двутаврового сечения имеют центральное отверстие для подвода масла на охлаждение поршня и смазку подшипника верхней головки шатуна. Вкладыши подшипников главных шатунов стальные тонкостенные с заливкой свинцовистой бронзой. В качестве подшипников верхних головок главных шатунов и обеих головок прицепных шатунов применены стальные втулки с заливкой свинцовистой бронзой.


Коленчатый вал судового дизеля кованный из легированной стали с азотированной рабочей поверхностью. Коленчатый вал тепловозного дизеля цельнолитой из высокопрочного магниевого чугуна с азотированной рабочей поверхностью. Коленчатые валы имеют антивибрационные устройства.


Распределительный вал служит для привода выпускных клапанов, расположен в развале блока и приводится от коленчатого вала через шестеренчатый привод, который является одновременно приводом топливного насоса, регулятора, а на тепловозных модификациях дизелей — приводом вспомогательных агрегатов тепловоза, расположенных на станине главного генератора.


Регулятор скорости всережимный непрямого действия с самостоятельной замкнутой гидравлической системой.


Топливная система состоит из топливоподкачи-вающего насоса, сетчатого фильтра грубой очистки и фильтра тонкой очистки, топливного насоса высокого давления, форсунок закрытого типа. Подкачивающий насос автономный (тепловозный дизель) или имеет привод от вала дизеля (судовой дизель). Топливный насос высокого давления золотниковый блочного типа.


Система смазки состоит из циркуляционного масляного насоса, сетчатого фильтра тонкой очистки масла, охладителя масла. Система смазки тепловозного дизеля дополнительно включает полно-поточный фильтр тонкой очистки масла. Циркуляционный шестеренчатый насос имеет привод от коленчатого вала.


Система охлаждения дизелей водяная, замкнутого типа. Циркуляция воды в системе обеспечивается центробежными насосами с приводом от дизеля.


Система наддува двухступенчатая: первая ступень — два параллельно работающих турбокомпрессора, вторая — объемный или центробежный нагнетатель с приводом от коленчатого вала. На всех модификациях дизелей, кроме дизеля 14Д40У2, предусмотрено промежуточное охлаждение наддувочного воздуха.


Пуск тепловозных дизелей производится от аккумуляторных батарей с использованием главного генератора в качестве сериесного электродвигателя. Пуск судовых двигателей производится сжатым воздухом.


Универсальная характеристика дизеля приведена на рис. 86. Основные технические данные дизель-генераторов представлены в табл. 38.

 

Рис. 86. Универсальная характеристика дизеля ДН23/30 (14Д40У2):
1 — тепловозная (оптимальная); 2 — ограничительная характеристика; 3 — внешняя характеристика

 

Таблица 38

Показатели 11Д45АУ2 14ДГУ2 6ДГОМЗ
ДГР2А (1500/1500)
Назначение Тепловозный Тепловозный Судовой вспомогательный
Обозначение (марка):

дизеля

11Д45АУ2
(16ДН23/30)
14Д40У2
(12ДН23/30)
6Д40
(16ДН23/30)

генератора

ГП-311ВУ2 ГП-312У2 МСК1875-1500
Мощность полная (номинальная), кВт 1870 11360 1500 (номинальн.)
Частота вращения, мин-1 750 750 1500
Род тока Постоянный Постоянный Переменный трехфазный
Напряжение, В 465/635 365/570 400
Частота тока, Гц 50
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 2 2 2
Удельный расход, г/кВт-ч:

топлива при полной (номинальной) мощности:


дизель-генератора

232 263

дизеля

224 215 248

масла на угар:


дизель-генератора

1,8 3

дизеля

2,72 1,6
Назначенный ресурс, тыс. км пробега тепловоза:

до переборки

200 200 5 тыс. ч

до капитального ремонта

1200 800 30 тыс. ч
Габаритные размеры, мм:

длина L

6589 5694 7312

ширина В

1990 1818 2033

высота Н

2609 2405 3120
Масса (сухая), кг 23400 21485 263325
Технические условия ТУ24.6.329—78 ТУ24.6.323—78 ТУ24.6.9302—75
Код ОКП 31 2423 3500 31 2423 1500 31 2423 2000

 

Информация взята из отраслевого каталога
«Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска.
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.
При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий