Дизели Ч15/18 и ЧН15/18
Рис. 36. Общий вид дизеля 12Ч15/18 (1Д12-400)
Дизели Ч15/18 и ЧН15/18 используются в качестве главных судовых двигателей, тяговых двигателей маневровых тепловозов, в судовых, передвижных и стационарных дизель-генераторах, для привода нефтебуровых установок, в транспортных и землеройных машинах и других механизмах. Общий вид дизеля 12Ч15/18 показан на рис. 36.
Дизели четырехтактные, тронковые, с непосредственным впрыском топлива, рядные, шестицилиндровые (модификации дизеля Д6) и V-образные с углом развала 60° — двенадцатицилиндровые (модификации дизеля Д12), Имеются модификации с газотурбинным наддувом. Продольный и поперечный разрезы дизеля 12Ч15/18 показаны на рис. 37, 38; поперечный разрез дизеля 6Ч15/18 — на рис. 39.
Рис. 38. Поперечный разрез дизеля 12Ч15/18 (1Д12БМ)
Рис. 39. Поперечный разрез дизеля 6Ч15/18
Конструкция
Картер дизеля состоит из двух половин, отлитых из чугуна или алюминиевого сплава и соединенных шпильками. Плоскость разъема картера совпадает с горизонтальной осью коленчатого вала. В поперечных перегородках верхней половины картера установлены коренные подшипники. Вкладыши коренных подшипников взаимозаменяемые, на стальной основе, залитые свинцовистой бронзой и покрытые слоем свинца с добавкой олова.
К нижней половине картера, образующей маслосборник, крепятся водяной, масляный и топливо-подкачивающий насосы.
Блок цилиндров устанавливается на обработанную площадку картера и крепится стяжными (анкерными) шпильками. Стальные втулки цилиндров охлаждаются жидкостью, циркулирующей в полостях рубашки блока.
Головка блока, отлитая из алюминиевого сплава, — общая для шести цилиндров и имеет на каждый цилиндр по два впускных и два выпускных клапана.
Для управления клапанным механизмом на головке в подшипниках скольжения установлены два стальных полых распределительных вала — впуска и выпуска. Кулачки валов непосредственно воздействуют на клапаны. Привод распределительных валов осуществляется от коленчатого вала через систему шестерен.
Поршень литой из алюминиевого сплава, с двумя уплотнительными и одним маслосъемным кольцами. Поршневой палец плавающего типа, стальной, полый.
Шатун двутаврового сечения штампованный из легированной стали с бронзовой встулкой, запрессованной в верхнюю головку. На нижней головке главного шатуна дизелей 12415/18 имеются проушины для соединения с прицепным шатуном.
Коленчатый вал штампованный из легированной стали. В передней части вала установлена коническая шестерня привода механизма передач, противоположный конец имеет фланец для крепления маховика. Коленчатый вал дизелей 12415/18 снабжен антивибраторами маятникового типа.
Регулятор скорости центробежный, всережим-ный прямого действия, выполненный в одном узле с топливным насосом.
Регулятор некоторых дизелей оборудован механизмом измерения наклона регуляторной характеристики.
Топливная система включает топливоподкачи-вающий насос коловратного типа, фильтр, насос высокого давления, форсунки закрытого типа и трубопроводы. Топливный насос высокого давления — плунжерный, блочный. В зависимости ог назначения дизеля на насос дополнительно устанавливаются устройство остановки дизеля при падении давления масла в главной магистрали, катаракт, корректор.
Система смазки дизеля — циркуляционная под давлением, с «сухим» картером. Она состоит из маслопрокачивающего насоса с электрическим приводом, масляного шестеренчатого насоса и масляного фильтра.
Система охлаждения с водо-водяным охладителем или радиатором. В первом случае отвод тепла от охладителя осуществляется водой внешнего контура, подаваемой насосом заборной воды. Во втором случае — от радиатора воздушным потоком, создаваемым вентилятором.
Циркуляция воды в системе охлаждения обеспечивается центробежным насосом, постоянство температуры — регулятором температуры типа РТП-32.
Наддув дизелей осуществляется турбокомпрессором типа ТКР-14Н. Смазка подшипников и охлаждение турбокомпрессора производится маслом и охлаждающей жидкостью, отводимыми соответственно от систем смазки и охлаждения дизеля.
Пуск дизеля может производиться электростартером от аккумуляторных батарей или сжатым воздухом.
Управление дизелем — со щитка, установленного на дизеле, или дистанционное.
Автоматизация дизелей в объеме 1-й степени ГОСТ 14228—80 обеспечивается в агрегате. Конструкция системы управления дизелей для привода генераторов предусматривает возможность автоматизации в составе дизель-генератора в объеме 1 — 3-й степеней. Дизели и дизель-генераторы могут поставляться в экспортном или экспортно-тропическом исполнениях.
ДИЗЕЛИ ЦЕЛЕВЫХ НАЗНАЧЕНИИ Ч15/18 И ЧН15/18 И ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ
В зависимости от назначения и условий применения дизели Ч15/18 и ЧН15/18 выпускаются в различных модификациях, отличающихся друг от друга мощностью, частотой вращения, отдельными конструктивными особенностями.
Главные судовые дизели ЗД6С2 и ЗД6ЛС2, ЗД6Н-235С2 и ЗД6НЛ-235С2 оборудованы реверс-редукторами, состоящими из понижающего редуктора и реверсивной муфты, позволяющей изменять частоту и направление вращения гребного вала. У этих дизелей имеется вал дополнительного отбора мощности для привода судовых механизмов. Габаритный чертеж судового дизеля ЗД6 представлен на рис. 40.
Направление вращения выходного фланца реверс-редуктора дизелей ЗД6С2 и ЗД6Н-235 — правое (по часовой стрелке), дизелей ЗД6ЛС2 и ЗД6НЛ-235С2 — левое (против часовой стрелки). Передаточное число реверс-редуктора у дизелей ЗД6С2 и 9Д6ЛС2 на переднем ходу 2,02 или 3,07, на заднем ходу — 2,96, у дизелей ЗД6Н-235С2 и ЗД6НЛ-235С2 на переднем ходу 1,33, или 2,04, или 2,95, на заднем ходу — 2,18.
Дизеля П7Д6-АФС2 для привода аварийных судовых пожарных насосов не имеет насоса забортной воды. Циркуляция забортной воды во внешнем контуре охлаждения дизеля обеспечивается пожарным насосом.
На дизеле 1Д12-400С2 для маневровых тепловозов устанавливается муфта для соединения с приводным механизмом.
У дизеля Д12АС-С2, предназначенного для привода центробежного насоса, предусмотрена гибкая муфта для соединения коленчатого вала дизеля с валом насоса. Циркуляция воды во внутреннем контуре системы охлаждения дизеля обеспечивается приводным* насосом.
Дизель 1Д12БМС2, предназначенный для привода силового агрегата шнекороторного снегоочистителя, приспособлен для подсоединения средств подогрева при работе в условиях низких температур наружного воздуха.
Технические характеристики дизелей Ч15/18 и ЧН15/18 приведены в табл. 21, дизель-генераторов с этими дизелями — в табл. 22.
Общий вид одного из дизель-генераторов показан на рис. 41, а габаритный чертеж дизель-генератора — на рис. 42.
Рис. 40. Габаритный чертеж дизеля ЗДС (ЗД6Л)
Таблица 21
Показатели | 6ЧСП15/18 ЗД6С2 ЗД6ЛС2 | 6ЧНСШ5/18 ЗД6Н-235С2 ЗД6НЛ-235С2 |
6Ч15/18 | 12ЧН15/18 ЗКД12Н-520С2 ЗКД12НЛ-520С2 | 12Ч15/18 1Д12-400С2 | 12ЧН15/18 1Д12Н-500С2 | 12Ч15/18 | ||||
П7Д6-АФС2 | 1Д6-1500С2 | Д12АС-С2 | 1Д12БС2 | 1Д12БМС2 | 2Д12БС2 | ||||||
Назначение | Главный судовой | Для привода пожарного насоса судовых пожарных систем | Для привода генератора | Главный судовой | Для маневровых тепловозов | Для привода центробежного насоса | Для силовых агрегатов | Для транспортных, землеройных и дорожных машин, экскаваторов и кранов | |||
снегоочистителя | буровых установок | ||||||||||
Мощность полная (номинальная), кВт | ПО | 173 | 118 | 110 (номинальная) |
382 | 294 | 368 | 220 | 309 | 294 | 220 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1600 | 1500 | 1500 | 1600 | 1600 | 1350 |
Среднее эффективное давление, бар | 4,7 | 7,4 | 5 | 4,7 | 8 | 5,8 | 7,7 | 4,6 | 6,1 | 5,8 | 5,2 |
Средняя скорость поршня, м/с | 9,0 | 9 | 9,0 | 9 | 9 | 9,6 | 9,0 | 9 | 9,6 | 9,6 | 8,1 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||||||||||
топлива: |
|||||||||||
на полной (номинальной мощности) |
224 | 222 | 226 | 224 | 220 | 219 | 219 | 218 | 215 | 222 | 222 |
стандартный |
201 | 204 | 213 | 212 | 217 | 213 | 204 | 213 | 213 | 208 | 207 |
масла на угар |
1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,4—1,6 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 | 1,36 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||||||||||
до переборки |
8 | 7 | 8 | 9 | 4 | 9 | 8 | 8 | 9,0 (полная переборка) | 8,0 | 8 |
до капитального ремонта |
20 | 18 | 18 | 22 | 8 | 22 | 18 | 20 | — | 13,0 | 18,0 |
Масса (сухая), кг | 1750 | 1675 | 1210 | 1250 | 1750 | 1590 | 1700 | 1460 | 1550 | 1590 | 1800 |
Габаритные размеры, мм: | |||||||||||
длина L |
2460 | 2460 | 1600 | 1800 | 2030 | 1775 | 1900 | 1860 | 1590 | 1670 | 2135 |
ширина В |
890 | 890 | 835 | 890 | 1110 | 1050 | 1050 | 1050 | 1050 | 1050 | 1050 |
высота Н |
1165 | 1250 | 1115 | 1175 | 1180 | 1040 | 1075 | 1160 | 1160 | 1250 | 1240 |
Топливо | Дизельное марок «Л», «3» и «А» ГОСТ 305—82; марок Т-1 и ТС-1 ГОСТ 10227—86 | ||||||||||
Масло | Моторное М-20Г2, М-14В2 ГОСТ 12337—84, М-14В23, М-’20В2 ГОСТ 23497—79 | ||||||||||
Технические условия | ТУ24. 06. 011-74 | ТУ 24.06. 036—74 |
ТУ 24.06. 5617—83 | ТУ 24.06.027—73 | ТУ 24.06.5629—90 | ТУ 24.06. 013—74 | Т2 24.06.010—74 | ТУ 24.06.082—72 | ТУ 24.06.012—75 | Т2У 24.06.080—76 | ТУ 24.06.026—75 |
Код ОКП | 31 2213 1700 | 31 2213 3700 | 31 2233 4100 | 31 2233 3300 | 31 21213 4000 | 31 2233 7800 | 31 2233 9200 | 31 2233 5800 | 31 2233 8200 | 31 2233 7900 | 31 2233 5100 |
Таблица 22
Показатели | АДГР-200/1500 (У38С1) | АДГФ-100/1500 (У43С1) | АСДА-200 (У36-50С1) |
Назначение | Аварийный источник электроэнергии при раздельной работе в составе энергетических установок судов неограниченного района плавания | Источник электроэнергии при раздельной и параллельной работе в стационарных условиях и закрытых помещениях | |
Обозначение, марка: | |||
дизеля |
1Д12В-300КС1 | 1Д6БГС1 | 1Д12В-300КС1 |
генератора |
МСС103-4 | МСС Ф92-4 | ГСФ-200 |
Мощность номинальная, кВт | 200 | 100 | 200 |
Частота вращения, мин-1 | 1500 | ||
Род тока | Переменный, трехфазный | ||
Напряжение, В | 400 | ||
Частота, Гц | 50 | ||
Степень автоматизации | Автоматический пуск с выдачей сигнала на прием нагрузки | 2 по ГОСТ 14228—80 |
|
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||
топлива: |
|||
на номинальной мощности |
255 | 262 | 254 |
при стандартной мощности дизеля и установленном КПД генератора |
— | — | 238 |
масла на угар |
1,8—2,25 | 1,8—2,25 | 1,8—2,25 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||
до переборки |
7 | 8 | 7 |
до капитального ремонта |
— | — | 20 |
Срок службы, лет | 25 | 25 | — |
Масса (сухая), кг | 3900 | 3000 | 3850 |
Габаритные размеры, мм: | |||
длина L |
3400 | 3100 | 3380 |
ширина В |
1230 | 1150 | 1245 |
высота Н |
1740 | 1650 | 1645 |
Технические условия | ТУ24.06.8606—76 | ТУ24.06.8601—73 | ТУ 24.06.343—74 |
Код ОКП | 31 2223 6500 | 31 2223 3800 | 31 2223 68000 |
Рис. 41. Дизель-генератор АДГФ-100/1500 (У43С1)
Рис. 42. Габаритный чертеж дизель-генератора с дизелем типа Ч15/18
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. |
|||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU. При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |