ПС-90А

Состоящий из 11 модулей двухконтурный двухвальный ТРД ПС-90А со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсивным устройством в канале наружного контура, разработан для самолетов Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и др.

Первое испытание двигателя состоялось в 1984 г., а Государственные испытания пройдены в 1991 г. ПС-90А имеет сертификат типа Межгосударственного Авиационного Комитета и сертификаты ICAO по шуму и выбросам вредных веществ с апреля 1992 г.

Пассажирский самолет Ил-96-300 с четырьмя ТРДД ПС-90А выполнил свой первый полет в сентябре 1988 г. Эксплуатируется в системе гражданской авиации с 1993 г. ОАО "Пермские моторы" выпустил около 250 двигателей ПС-90А и осуществляет их ремонт. Электронная цифровая двухканальная система выполняет полный объем функций управления двигателем. Развитая бортовая система контроля и диагностики обеспечивает своевременное выявление неисправностей и эксплуатацию двигателя по состоянию. Вентилятор: 1 ступень с 33 титановыми лопатками; степень двухконтурности на взлетном режиме 4,6, на крейсерском 4,8. Компрессор низкого давления: 2 ступени. Компрессор высокого давления: 13 ступеней, регулируемые входной направляющий аппарат и статор первых двух ступеней. Суммарная степень повышения давления в компрессоре 35,5. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами. Турбина высокого давления: 2 ступени, охлаждаемая, Тг = 1640 К. Турбина низкого давления: 4 ступени.

Рвзл. = 16000 кгс

Робр.макс. = 3600 кгс

Ркр. = 3500 кгс (Н = 11000 м, Vп = 850 км/ч)

Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч

Gв взл. = 470 кг/с

πк взл. = 35,5

πв взл. = 1,64

m взл. = 4,36

Тг взл. = 1565 К

Тг макс. = 1640 К

Мдв. = 2950 кг

Dв = 1900 мм

Lдв. = 5333 мм

Наработка на выключение в полете 30000 часов

Средняя наработка на съем двигателя 5500 часов

Диапазон эксплуатационных темпера- тур -47...+45°С

Высота запуска в полете 7000 м

Срок службы 7 лет

Использование чрезвычайного режима – одноразовое (двигатель подлежит съему)

 

ПС-90А2 - это модификация двигателя ПС-90А с повышенной надежностью, улучшенной экономичностью, уменьшенной трудоемкостью обслуживания в эксплуатации, возможностью форсирования по тяге, полной взаимозаменяемостью, разрешением на полеты ETOPS для двухдвигательных самолетов, локализацией разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень, повышенной пожаробезопасностью в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические, возможностью замены рабочих и спрямляющий лопаток вентилятора в эксплуатации, возможностью замены покрытия над рабочим колесом вентилятора в эксплуатации.

В проекте ПС-90А2 участвуют несколько стран: США (модернизация турбины высокого давления - Pratt & Whitney, модернизация подшипниковых опор - Pratt & Whitney, система автоматического управления на базе FADEC - Hamilton Standard, пневмоклапаны механизации двигателя - Honeywell, масляные фильтры - PALL), Франция (оптический пиромеханический преобразователь - Auxitrol, электрические разъемы - Deutsch), Германия (бортовая система контроля двигателя - BGT, топливно-масляные теплообменники - BEHR Industrietechnik, подшипники - FAG), Швеция (подшипники - SKF), Россия (совершенствование конструкции двигателя по результатам эксплуатации, обеспечение испытаний и сертификации усовершенствованных узлов и импортных комплектующих изделий, серийное производство двигателя).

На двигателе внедряется турбина высокого давления новой конструкции со следующими характеристиками: ресурс дисковых деталей не менее 5000 циклов, ресурс лопаток не менее 10000 часов, КПД турбины больше на 2%, охлаждение второй ступени ТВД из-за десятой ступени КВД (вместо седьмой). Оптимизированы также конструкции опор: внедрены контактные графитовые уплотнения, улучшено тепловое состояние подшипников и деталей опор.

Рвзл. = 16000 кгс

Робр.макс. = 3600 кгс

Ркр. = 3700 кгс (Н = 11000 м, Vп = 850 км/ч)

Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч

Gв взл. = 470 кг/с

Мдв. = 2950 кг

Dв = 1900 мм

Lдв. = 4964 мм

Наработка на выключение в полете 100000 часов

Удельный расход масла 0,6 л/ч

Экономия масла при наработке 1000 часов составляет 400 л, 7000 часов - 2800 л.

Экономия топлива при наработке 1000 часов по сравнению с ПС-90А составляет 21 т, 6000 часов - 168 т.

Средняя наработка на съем двигателя: Ил-96-300 - 7500 часов, Ту-204 - 6000 часов

Диапазон эксплуатационных темпера- тур -55...+45°С

Высота запуска в полете 9000 м

Срок службы 12 лет

 

Использование чрезвычайного режима - многократное (в течение 3 минут) ПС-90А-76 представляет собой моди- фикацию двигателя ПС-90А с улуч- шенными ресурсными, акустически- ми, эмиссионными характеристиками и показателями надежности. Поста- новка двигателя ПС-90А-76 на самолет Ил-76МФ позволяет снизить удельный расход топлива на 15% по сравнению с установленным на нем в настоящее время ТРДД Д-30КП.

Рвзл. = 14000 кгс

Суд.взл. = 0,372 кг/кгс.ч

Gв взл. = 451 кг/с

mвзл. = 4,6

πк взл. = 29,5

πв взл. = 1,61

Тг взл. = 1575 К

Ркр. = 3200 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)

Суд.кр. = 0,594 кг/кгс.ч

Gв кр. = 490 кг/с

mкр. = 4,5

πк кр. = 34,7

πв кр. = 1,69

Тг кр. = 1325 К

Dв = 1900 мм

Мдв. = 2800 кг

Общетехнический ресурс 25000 часов

 

ПС-90А12 разрабатывается на базе серийного двигателя ПС-90А и является его модификацией с уменьшенной взлетной тягой. Конструктивные особенности двигателя и параметры цикла обеспечивают лучшие (по сравнению с базовым двигателем) ресурс, надежность, эксплуатационные и экологические характеристики.

Предназначается для установки на ближнеи среднемагистральный самолет Як-46, а также может рассматриваться в качестве силовой установки модификаций самолетов Ил-76ТД, Ил-62М, Ту-154М.

Рвзл. = 12000 кгс

Суд.взл. = 0,357 кг/кгс.ч

Gв взл. = 369 кг/с

mвзл. = 5,05

πк взл. = 21,4

πв взл. = 1,60

Тг взл. = 1536 К

Dв = 1670 мм

Мдв. = 2300 кг

Ркр. = 2300 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)

Суд.кр. = 0,582 кг/кгс.ч

Gв кр. = 381 кг/с

mкр. = 4,91

πк кр. = 23,3

πв кр. = 1,61

Тг кр. = 1239 К

Общетехнический ресурс 20000 часов

 

Модификация двигателя ПС-90А-154 с изменениями в конструкции обеспечивает боковое крепление двигателя в носовой части самолета Ту-154М2.

Постановка двигателя ПС-90А-154 на самолет Ту-154М2 позволит снизить расход топлива по сравнению с самолетом Ту-154 на 15% и обеспечит показатели самолета по шуму и эмиссии вредных веществ в соответствии с нормами ICAO.

Рвзл. = 16000 кгс

Суд.взл. = 0,38 кг/кгс.ч

Gв взл. = 471 кг/с

mвзл. = 4,5

πк взл. = 31,9

πв взл. = 1,67

Тг взл. = 1621 К

Ркр. = 3500 кгс (Н = 11000 м, Мп = 0,8)

Суд.кр. = 0,595 кг/кгс.ч

Gв кр. = 504 кг/с

mкр. = 4,4

πк кр. = 37,0

πв кр. = 1,42

Тг кр. = 1370 К

Dв = 1900 мм

Мдв. = 2950 кг

Общетехнический ресурс 20000 часов

Комментарии (1)
патыков евгений # 5 января 2013 в 23:38
а что не укороченный внешний тракт ?  на всю длину обечайка ! и тяжелее и газодинамические потери !
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев